Персоналии
История
Святыни
Храмы
Издания
Миссия
Семинария
Календарь
Интернет

В начало

СЕМИНАРИЯ - Страницы истории

К открытию Белгородской Духовной Семинарии
(страницы истории)

В течение всей истории существования Белгородской епархии задачи православного духовного воспитания и образования постоянно были одними из самых первоочередных в деятельности архипастырей и пастырей.

Труды белгородских архиереев по насаждению и распространению образования в крае бесспорно составляют важную сторону их архипастырской деятельности, а вместе с тем и одну из главнейших заслуг их для края. Архипастырями, наиболее усердно и плодотворно потрудившимися на этом поприще, являются: митр.Епифаний (Тихорский), еп.Петр (Смелич), свт.Иоасаф (Горленко), еп.Самуил (Миславский), архиеп. Феоктист (Мочульский). Они были не только святителями, но и просветителями Белгородской земли и такой деятельностью оставили о себе славную память в истории нашего края.

Из сохранившегося списка "Святители, бывшие на Белгородской кафедре со дня возобновления оной в 1666 году по день перемещения в город Курск в 1833 году", опубликованного историком-краеведом Ю.Н.Шмелевым в книге "Тайны Белгородского треугольника", мы имеем расположенные в хронологическом порядке следующие ценные сведения о развитии духовного образования на белгородской земле.

Митрополитом Белоградским и Обоянским Епифанием (Тихорским) (правил с 1722 по 1731 г.) был основан Харьковский коллегиум - высшее учебное заведение, бывшее просветительным центром для Белгородской области и Слободской Украины до учреждения в Харькове университета. Харьковский коллегиум появился из шестиклассной школы, открытой в 1722 году при Белгородском архиерейском доме для подготовки детей духовенства к священнослужению. В 1726 г. школа перенесена в Харьков и развивалась по образцу высшего училища того времени - Киевской духовной Академии.

Епископ Белоградский и Обоянский Петр (Смелич) (хиротонисан 20 июня 1736 г. - + 27 ноября 1744 г.) оставил о себе память тем, что в Харьковском коллегиуме ввел математику, французский и немецкий языки с приглашением зарубежных учителей. Открыл малые славяно-латинские школы(гимназиумы) в Белгороде, Курске, Старом Осколе.

Епископ св.Иоасаф (Горленко) (хиротонисан в июне 1748 г. - + 10 декабря 1754 г.) - один из самых видных духовных деятелей России, высокочтимый святитель. Преосвященный Иоасаф был строгим ревнителем нравственности и образования, как среди духовенства, так и среди мирян, и не жалел для этого ни своих сил, ни средств.

Епископ Лука (Канашевич) переведен из Казанской епархии 9 октября 1755 г. - + 1 января 1758 г. Особенно ревностно заботился о Харьковском коллегиуме. Установил из учителей комиссию для заведования суммами училища, часто жертвовал сам.

Епископ Аггей (Колосовский), сын простого казака, ставший академиком. 9 февраля 1774 г. рукоположен во епископа Белгородского. Управлял епархией 12 лет, 28 ноября 1786 г. уволен на покой, скончался 24 октября 1787 г. При нем Белгородская славяно-латинская школа была обращена в малую семинарию (до "пиитического" класса). В совершенстве знал французский язык. Обучавшиеся в духовных школах были в то время почти единственно грамотными людьми, поэтому на гражданскую службу брались исключительно ученики духовных школ.

Основателем Белгородской Духовной Семинарии является епископ Белоградский и Курский Феоктист (Мочульский). Он 9 февраля 1787 г. был переведен из Севской епархии в Белгородскую. При нем в 1799 г. произошло разделение Белгородской епархии на Харьковскую и Белгородско-Курскую. Преосвященный Феоктист, учредив Белгородскую Духовную Семинарию, построил для нее двухэтажный каменный корпус. Благодаря такой заботливости семинария во многом превзошла Харьковский коллегиум. За 14 лет (с 1791 по 1805 гг.) из Белгородской епархии при епископе Феоктисте вышло более 1000 выпускников разных классов в священнослужетели, в медицинскую науку, в военную, статскую службу, в Харьковский университет (при основании его сразу поступило 20 человек семинаристов).

О значении обучения в Белгородской епархии для России и Русской Православной Церкви хорошо сказал историк П.Н.Милюков: "В 1727 году в России было 46 епархиальных школ...следует отметить, что из 2827 учеников, в них обучающихся, почти половина (1331) приходилось на долю трех епархий (Киевскую, Черниговскую, Белгородскую) с 10 школами."

О знаниях белгородских семинаристов красноречиво говорит следующее историческое свидетельство: в 1798 г. преосвященный Феоктист представил императору Павлу I "...за всещедро дарованные суммы на Белгородскую семинарию всепокорнейшее приложение от питомцев Белгородской семинарии Оду: "История о древнем Саркеле, нынешнем Белгороде". В одной из частей ее юные питомцы возвещали всей России о состоянии наук в школах Белгородских в царствование Павла:

"Здесь изъясняются тайны Божества,
Познание причин, наука естества.
Меж риторством простым и риторством церковным
Здесь учат составлять речь родом стихотворным;
Здесь учат разуметь, что мусикии тон,
Здесь учат и тому, что учинил Невтон.
Здесь учат, что добро и что от зла навета,
Внушают здесь и то, что было в прежнии лета;
Здесь зрим на хартии изображен мир весь,
Здесь учат и тому, в чем славен Апеллес;
И изъясняются языки здесь: славянский,
Латинский, греческий, французский и германский,
Языки разные, но сердце в нас одно,
И чувствие души с языками равно;
Устами вопием: сколь мы благословенны,
Открытые не зря для нас науки здесь священны!
Виновник Первейший кто счастию сему?
Виновник же Первейший сему есть Петр Великий,
Открыл в России он с науками языки;
Подобно милостьми других монарших рук
В России счастие возвысилось наук;
Но вящще ныне о сем печется Павел Первый,
Отечества Отец, Отец сынов Минервы..."

Император весьма благосклонно принял такое приношение и удостоил Преосвященного ответным письмом из Павловска от 7 июля 1798 г.:

"Преосвященный Епископ Белоградский и Курский Феоктист! Благодарю Вас за доставление приветственных мне стихов от питомцев Белгородской семинарии подносимых..., за что изъявляя мое благословение, пребываю вам благосклонный. Павел."

Рассказывая о питомцах Белгородской Духовной Семинарии, невозможно не вспомнить и о самом известнейшем из них - Митрополите Московском Макарии (Булгакове). Митрополит Московский Макарий принадлежит к числу великих богословов и церковных историков нашей страны, к числу приснопамятных святителей земли Русской. Родился он 19 сентября 1816 г. в селе Суркове Новооскольского уезда Курской губернии, в семье бедного священника. Отец его Петр Булгаков скончался еще в молодых годах, оставив после себя вдову и шесть сирот без всяких средств к существованию. Нужда властно вошла в осиротелое гнездо. Михаила (будущего Макария) семи лет отдали в домашнюю школу к крестному отцу - священнику, за 7 верст от дома, где учились начаткам грамоты дети прихожан и окрестного духовенства.

На 9 году мать отвезла Михаила в г.Корочу, в приходское духовное училище. Учение давалось мальчику с трудом, учеба побеждалась лишь редкой в детские годы настойчивостью и трудолюбием. Через два года он был, однако, уже в уездном духовном училище, которое помещалось в г.Белгороде, в одном здании с семинарией.

Вследствие плохих способностей мальчику приходилось учить уроки даже и тогда, когда другие его сверстники играли на дворе. От шума и возни Михаил Булгаков уходил с учебником в сложенные во дворе поленницы дров и там всеми силами старался усвоить заданные уроки. Здесь произошел с ним удивительный случай. Нечаянно брошенный товарищем камень перелетел через дрова и попал в голову учившему урок мальчику. Залитого кровью, его отнесли в училищный лазарет, полагая, что после такого кровоизлияния он не в состоянии будет продолжать учение. Но случилось другое, совсем противоположное: с заживанием раны исчезли все следы физической болезненности и умственной вялости ученика Булгакова; учителя не узнали своего отстававшего, малоспособного ученика. Быстрый, неожиданный расцвет его духовных сил и способностей выдвинул Булгакова на первое место в классе и обеспечил блестящий успех при переходе в семинарию.

В семинарии обнаружились еще ярче выдающиеся способности семинариста Булгакова. За свои блестящие успехи в науках он приобрел такую любовь и расположение наставников, что они называли его не по фамилии, как обычно называли всех учеников, а по имени и отчеству - Михаил Петрович. Ректором семинарии был в это время архимандрит Елпидифор (Бенедиктов), впоследствии архиепископ Таврический. Он и другие преподаватели не переставали заботиться о дальнейшем развитии юноши с необычайными способностями. Ректор семинарии в знак особого внимания к способному ученику дал ему для прочтения сочинение знаменитого проповедника того времени - архиепископа Херсонского Иннокентия (Борисова) "Последние дни земной жизни Иисуса Христа", напечатанное в журнале "Христианское чтение". Это сочинение так поразило впечатлительного юношу, что он собственноручно переписал весь труд Преосвященного Иннокентия.

В семинарии Михаил Булгаков хорошо усвоил языки, древние и новые, развил эту замечательную по ясности, легкости и простоте речь, которой выделяются все его труды, привлекая к себе читателя строгой логичностью мысли и точностью языка. Благодаря содействию преподавателя русского языка Любицкого, Михаил Булгаков знакомился с литературой и впоследствии с благодарностью вспоминал, что этот живой и талантливый учитель научил его любить русскую литературу и "великий, свободный русский язык".

Юноша познакомился в семинарии с "Историей государства Российского" Н. М. Карамзина, с поэзией В. Л. Жуковского, который навсегда остался его наиболее любимым и созвучным поэтом.

В 1837 г., 14 июня Михаил Булгаков окончил семинарию первым по списку и в августе того же года поступил в Киевскую Духовную Академию, получив высшие отметки по всем предметам вступительных экзаменов. Здесь еще в большем блеске развернулись замечательные дарования студента Булгакова: сила логического мышления, способность к усвоению богословских, философских и исторических знаний, к овладению иностранными языками, из которых он свободно владел латинским, греческим, еврейским и французским и свободно читал на немецком, итальянском и на всех славянских (польском, чешском, сербском, болгарском) языках.

15 февраля 1841 г. студент Михаил Булгаков, согласно своему прошению, был пострижен в монашество с именем Макария и по прошествии нескольких недель рукоположен в иеродиакона. Окончив Академию с ученой степенью магистра, он 23 июня 1841г. был рукоположен в иеромонаха и 2 августа назначен бакалавром Академии при только что открытой кафедре русской гражданской и русской церковной истории.

Судьба, однако, не сулила молодому ученому отдать свои силы на служение воспитавшей его Киевской Академии. 5 августа 1842 г. иеромонах Макарий был переведен на работу в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Петербургский период жизни Макария длился 15 лет (1842-1857), в продолжении которых он прошел весь путь академической работы - от преподавательской деятельности до ректуры включительно. Ректорство его, хиротонисанного в 1851 г. в сан епископа, оставило глубокий и благотворный след в истории Академии.

В 1857 г. епископ Макарий был назначен на Тамбовскую кафедру. Прощание ректора со студентами и сослуживцами носило необычайный характер и свидетельствовало о глубокой нравственной связи, установившейся между всем коллективом Академии, о полном единодушии в нем.

В 1859 г. епископ Макарий был переведен архиепископом из Тамбова в Харьков, а в 1868 г. из Харькова в Вильно. В 1879 году архиепископ Макарий был возведен в сан Митрополита Московского, в котором и пребывал до самой своей кончины в 1882 году.

Важнейшими учеными сочинениями Митрополита Макария являются: "Введение в Православное Догматическое Богословие" (первое издание вышло в 1847 г., пятое - в 1884г.), пятитомное "Догматическое Православное Богословие" (первое издание в 1851 - 1853 гг., четвертое в 1883г.). В 1854г. вышла в свет "История русского раскола старообрядчества", а с 1857 г. "История Русской Церкви" в 12 томах, из которых последний напечатан уже после кончины автора его братом, протоиереем Петербургского Казанского собора Александром Петровичем Булгаковым. Все эти монументальные труды и поныне сохраняют свое значение, как первоклассные произведения этих отраслей знания.

К научному и всякому умственному труду Митрополит Макарий относился всегда с особой симпатией и всем труженикам науки всегда оказывал самое энергичное моральное, а часто и материальное содействие, завершившееся пожертвованием в Академию Наук всех 120 000 рублей, полученных им в качестве литературного гонорара от продажи его сочинений, на премии за лучшие ученые и учебные сочинения. Весь этот капитал Митрополит Макарий пожертвовал в 1867г. на учреждение премий его имени за лучшие оригинальные сочинения на русском языке так, чтобы один год премиальная сумма (5000 рублей в год) отпускалась в распоряжение Св.Синода для назначения премий за духовные сочинения, а на другой год поступала в распоряжение Академии Наук для выдачи премий за светские сочинения.

Кроме того, Митрополит Макарий сделал большие денежные пожертвования в пользу Духовных Академий и семинарий.

"Приводя в памяти светлый образ Митрополита Макария," - пишет И.Спасский, - "и имея в виду его великие труды в области отечественной богословской и церковно-исторической науки, об этом великом ученом-иерархе можно без преувеличения сказать словами нашей летописи:"Такого же не бысть прежде в Русской земле, и по нем не вем, будет ли таков".

В 1883 году Духовная семинария из Белгорода была перемещена в Курск, вскоре ставший новым центром епархии. В Белгороде же молодежь получала начальное духовное образование в гимназиях, воскресных школах, в уездном Духовном училище. А для повышения уровня образования надо было уже ехать в Курск, Киев, Сергиев-Посад и другие семинарско-академические центры.

С приходом к власти большевиков-безбожников духовное образование и в нашем крае, как и почти по всей России, переживало чрезвычайно тяжелый период, но не угасло совсем.

В 1990 г. в Курске было вновь открыто Духовное училище, преобразованное в 1991 г. в Духовную Семинарию, имеющую сегодня 4 пастырских класса, иконописный класс, регентское и заочное отделения. Со дня основания семинарии ректором ее был до декабря 1995г. епископ Белгородский Иоанн, викарий Курско-Белгородской епархии, с 18 июля 1995г. - епископ Белгородский и Старооскольский.

В сентябре 1995г. в г. Белгороде был торжественно открыт Православный Духовно-образовательный Центр во имя равно-апостольных Мефодия и Кирилла, учителей славянских. В этот Центр вошли Православная гимназия для детей школьного возраста (1-й, 2-й, 3-й и 5-й классы) и подготовительное отделение Курской семинарии. Ректор духовного центра - протоиерей Леонид Константинов, настоятель Иоасафовского собора г.Белгорода.

В рамках выполнения Программы возрождения Миссии Русской Православной Церкви на ее канонической территории Священный Синод РПЦ своим определением от 25 декабря 1995г. поручил Преосвященному Иоанну, епископу Белгородскому и Старооскольскому, подготовить открытие семинарии миссионерской направленности в г.Белгороде. Благодаря поддержке администрации Белгородской области за короткий срок были созданы необходимые условия для открытия семинарии, и 17 июля 1996г. определением Священного Синода было принято решение об открытии Духовной семинарии миссионерской направленности в г.Белгороде.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II ректором Белгородской Духовной Семинарии назначен Преосвященный Иоанн, епископ Белгородский и Старооскольский.

Наверх
Hosted by uCoz