Персоналии
История
Святыни
Храмы
Издания
Миссия
Семинария
Календарь
Интернет

В начало

ВОЗДВИЖЕНИЕ ХРАМА ДУХА.
Девятые международные рождественские образовательные чтения.

   Чтения стали крупнейшим в России форумом православной общественности, одним из самых представительных, интересных и значительных событий в жизни Русской Православной Церкви. Их тематика охватила практически все стороны современной церковной и общественной жизни. Особое место на Чтениях было уделено проблемам православного просвещения и духовно-нравственного воспитания в современном мире, а также вопросам сотрудничества Церкви и государства.

   Завершая собой празднование великого юбилея - 2000-летия Рождества Христова, настоящие Чтения собрали более 5 тысяч слушателей. В работе Чтений участвовали синодальные структуры Русской Православной Церкви, а также Министерство образования РФ, Российская Академия наук, Российская Академия образования, МГУ им. М.В. Ломоносова.

   Чтения открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Со стороны государственных и общественных структур выступили министр общего и профессионального образования В.М. Филиппов, президент Российской Академии образования Н.Д. Никандров, министр юстиции Ю.Я. Чайка, министр культуры М.Е. Швыдкой и другие.

   Вот лишь некоторые моменты, прозвучавшие в выступлениях участников Рождественских чтений.

   Патриарх Алексий II: "Современная цивилизация облегчила человеку его земное существование, но поставила перед ним и множество новых серьезнейших проблем. Впечатляющие достижения технического прогресса подчас имеют неприглядную оборотную сторону: развитие энергоемких и материалоемких технологий приводит к тому, что окружающая среда становится непригодной для жизни; достижения научной мысли направляются на проведение экспериментов над природой человека, оправдываемых жаждой бесконечного продления земного бытия; средства массовой информации используются для нивелирования человеческого сознания; глобальные коммуникационные системы, активно развивающиеся в последнее время, могут принести человечеству еще неведомые бедствия.

   Но у нашего народа есть крепкая защита против всех ухищрений сил зла - Святое Православие. Тысячу лет Русская Православная Церковь была надежной опорой для многих поколений наших соотечественников, драгоценным кладезем, из которого они черпали живую воду истинной веры и подлинной духовности, - и в нынешнее сложное время она не остается в стороне от жизни народа. Удовлетворить духовные потребности современного общества, не обмануть его надежд и ожиданий, поддержать и развить его творческий потенциал, возродить и укрепить нравственные начала жизни, содействовать спасению каждой человеческой души - вот важнейшие исторические задачи, стоящие перед нами.

   ...Мы будем и дальше убеждать светские власти в необходимости введения в курс средних школ истории православной культуры, мы будем и дальше настаивать, чтобы в высших учебных заведениях была бы возможность изучать теологию и приобщаться к истинам нашей святой Православной Церкви. Богатейшее духовное и культурное наследие Православия должно стать доступным для студенчества и молодежи".

   Министр образования РФ Владимир Филиппов: "Хочу назвать несколько конкретных направлений, где мы особенно нуждаемся в возрождении и развитии православных традиций.

   Первое и, быть может, сегодня самое главное - это укрепление семьи, создание условий для более полного осуществления светским и церковным браком своих функций и в первую очередь - в деле рождения и воспитания детей.

   Второе, о чем я не могу умолчать, - это борьба с распространением среди детей и молодежи пороков и вредных привычек. Наша общая беда - проникновение в школы и вузы наркомании, а также отсутствие у юношества нравственных барьеров против половой распущенности. В результате быстрыми темпами растет заболеваемость СПИДом, неизлечимыми формами наркотической зависимости. Считаю, что школа и Церковь просто обязаны гораздо лучше координировать внеучебную работу среди детей, подростков и молодежи...

   Я считаю уместным сказать о такой православной традиции, как благотворительность. Мы имеем сейчас ряд примеров крупных благотворительных акций, но в целом наше общество все еще весьма ожесточено. Я приглашаю всех принять активное участие в создании попечительских советов при каждой российской школе, чтобы оказать помощь нашим учителям и нашим детям...

   Но сколько бы трудов ни было бы приложимо нами в ходе проводимой реформы, чтобы превратить школу в храм знаний, все эти труды не принесут столь необходимых нашему Отечеству результатов, если не удастся воздвигнуть храм знаний одновременно и как храм духа. Отсюда и следует, на мой взгляд, органическая общность задач школы и Церкви, единство целей развития образования и идеалов Православия".

   Президент Российской академии образования Николай Никандров: "Уже не раз говорилось, что слово "образование" происходит от слова "образ", о соответствующей цели воспитания. И хотелось бы напомнить вот о чем. В последние годы были попытки переоценить, а точнее, убрать из практики такое понятие, как воспитание нового человека. В христианской традиции цель такого воспитания нового человека понимается гораздо глубже и имеет давние корни. Например, в послании апостола Павла к Колоссянам говорится: "А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Кол. 3:8-11). По сути все христианское учение, а для россиян - прежде всего учение Русской Православной Церкви, и есть цель воспитания нового человека в этом глубоком христианском смысле. А в нем, в этом новом человеке, есть и вечное, вневременное, есть и то, что непосредственно связано с современностью, со злобой дня. Но различие здесь коренное: ошибки во временном, злободневном могут задержать наше движение вперед, сделать путь извилистым. Забвение вечных истин веры, надежды, любви может превратить человека в нелюдя, народ - в население, большую полудикую толпу".

Наверх
Hosted by uCoz