Персоналии
История
Святыни
Храмы
Издания
Миссия
Семинария
Календарь
Интернет

В начало

СМИРЕНИЕ - "ВОЗДУХ" ДЛЯ ДОБРОДЕТЕЛИ.
Очерки христианской психологии.

Внутренний фарисей

   Давайте поставим небольшой психологический эксперимент - решим избавиться от какой-нибудь самой малой греховной привычки. Не много времени потребуется, чтобы со всей очевидностью убедиться в правоте Евангельских слов: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34).

   Продолжая с ним борьбу, мы с удивлением заметим, что и чувства, и поступки наши, и наш ум, и наше сердце - не на нашей стороне: они как бы подкуплены грехом. Рассудок будет искать оправдания греху - хотя бы в самой немощи нашей; сердце будет приводить на память греховное удовольствие... Вникая дальше в себя, в это внутреннее раздвоение, мы скоро заметим того, кто заправляет и командует всем со враждебной стороны: наш самоцен и саможаление. Они-то и научают рассудок самооправданию, подстрекают сердце к греховным желаниям, склоняют, почти насилуют по праву греховного рабства привыкшую повиноваться им волю.

   Приметьте, как тонко, дипломатически - изворотливо действует грех во внутреннем существе нашем. Попытайтесь спросить себя: грешен ли я? Да, скажете, грешен. Но это ответит не сердце - оно в стороне - за него говорит, и вовсе не тоном грешника, сухой, холодный рассудок. Если бы мы проникли в глубину нашего сердца, в глубину наших внутренних, лежащих на дне души убеждений - мы непременно заметили бы фарисейское: я не таков, как прочие люди...

   "Конечно, я грешник, но ведь не убийца, не вор и не пьяница! В Бога верую, с ближними живу не хуже других: иной раз и милостыню подам, и советом добрым помогу; одним словом, не хуже прочих". Это мнение убаюкивает нашу слабую, неопытную совесть и при ее дремоте руководит всеми нашими поступками и словами; как-будто из засады оно выходит на поверхность нашего сознания каждый раз, как только наше самолюбивое <я> оказывается задето.

   Скажет ли нам слово обличения не говорю уже просто брат, а даже прямой наш начальник, по праву данной ему власти, - мы уже готовы оправдывать себя. Если же совесть не позволяет прямо оправдывать себя, свидетельствует против нас - мы будем всячески уменьшать свою вину, с изощренной тонкостью изобретая смягчающие обстоятельства. Если уж и тут совесть налагает свое строгое вето, мы готовы бываем - не на словах, так хотя бы в душе - упрекнуть начальника: <Зачем он обличил нас при посторонних лицах, почему говорил с нами строго: если бы он имел отеческую любовь, то поступил бы не так, а вот так и так...>. И так - без конца.

   Наиболее опасный вид самолюбия и самообольщения есть внутреннее фарисейство. Это тонкий вид тщеславия пред самим собою - прелесть духовная. Оно тем опаснее, что обладаемый им человек бывает совершенно уверен в своем относительном благочестии, не замечая, что это благочестие мнимое. Оно растет на почве, удобряемой, по слову святого Иоанна Лествичника, гноем тщеславия, и трудно вразумить такого человека в неправости пути его. Лишь особая благодать Божия находит для этого средства.

   Даже самоукорение, это естественное проявление доброго устроения, бывает лишь жертвой внутреннему фарисею - даже им он хвалится перед самим собою, чтобы потом иметь основание сказать самому себе: я не таков, как прочие люди - <если, мол, и грешу в чем по немощи, но и укоряю себя в том; а другие и того не делают>.

Воля - ненадежный помощник

   Проделайте и вы небольшой опыт: в течение хотя бы 3-5 минут попробуйте остановить размышления на каком-либо духовном предмете: памятовании о Боге, смертном часе или, по крайней мере, на каком-либо Евангельском событии. Спустя краткое время вы заметите, как мысль ваша совершает сперва небольшие, а затем уже и весьма существенные отклонения от намеченного направления. Ассоциативные образы, воспоминания и обобщения, которые первоначально имели благой смысл, постепенно обратятся в иные, более чувственного или рационального оттенка, пока, наконец, совсем не приобретут направление суетное и самолюбивое. Но что же воля? Быть может, она поможет нам быть бдительными

   и крепкими против помыслов? Давайте посмотрим на то, как мы молимся - наверное, каждый согласится, что именно в это время помыслы становятся назойливее всего.

   Увы, сознание наше замечает их только когда они уже совсем заполонят его. И это при том, что душа призвана всеми своими силами сосредоточиться на словах молитвы! Сначала понимаешь, что читаешь; бывает, сердце умилится, смягчится, согреется; и так - строк десять, двадцать, но вдруг открытие: погоди-ка, ведь ум уже занят другим, а ты и не приметил, как враг подкрался и занял его... Начинаешь волей выгонять оттуда лишнее, с усилием собираешь внимание, сосредоточиваешься на словах молитвы и... замечаешь, что и воля наша - неважный помощник.

   Так нужны ли еще доказательства постороннего вмешательства в нашу духовную жизнь?

   Возможно ли человеку исправить себя? Нужно желать, искать, просить, напрягать все свои силы к исправлению, но очистить себя от греховной скверны только своими силами - нам не под силу. <Возьмите, - пишет святитель Феофан Затворник, - сердитого и предположите, что он возревновал погасить гневливость и стяжать кротость. В подвижнических книгах есть указание на то, как должно править собою, чтоб этого достигнуть. Усвояет все это он и начинает действовать по вычитанным указаниям. Докуда же дойдет он своими усилиями? Не далее, как до молчания уст при серчании, с некоторым укрощением самого серчания; а чтобы совсем погас гнев и в сердце водворилась кротость, до этого он сам никогда не дойдет. Это бывает уже тогда, когда приходит благодать и прививает кротость к сердцу. Так в отношении и ко всему. Какого бы плода духовной жизни ни взыскал ты, искать - ищи всеусильно, но не ожидай плода от твоего искания и твоих усилий, а предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит (Пс. 36:5). Молись: желаю, ищу; но оживи Ты меня правдою Твоею! Господь определил: без Мене не можете делать ничего (Ин. 15:5).

   Полное сознание духовного бессилия, несмотря на все наши способности, несмотря на труды и подвиги, - вот что необходимо, чтобы привлечь к себе спасающую благодать Божию.

   Уже выбившись из сил и не находя желаемого и ожидаемого, бросает он свои оружия (отрекается от воли и разума) и остается с одним воплем: имиже веси судьбами спаси мя!> Но до такого сознания человек доходит не скоро.

   Чаще же человек отдается Богу как бы не весь, а лишь частью, с готовностью служа Богу волей, но все еще оставляя ее за собой, представляя себе как бы некоторое право иногда и не совершать подвига, успокоиться от напряжения, отдохнуть от добра... И все это как-то полусознательно: в душе, на самом ее дне, в самом основании доброй деятельности, остается мысль: <Я-де хозяин самого себя (опять - <я!>) и могу сам располагать собою...> Эта мысль, большей частью неоформленная, неосознаваемая, таится в душе, и вся добродетель иногда только на ней и основывается. От того-то часто случается, что в самый неожиданный или трудный момент наша добродетель оказывается непрочной, и требуется нечто большее, нежели просто десятина от имения своего.

Царство Небесное силою берется

   "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его", - говорится в Евангелии (Мф. 11:12). Победа над грехом дается только тому, кто неустанным подвигом подвизается в борении с ним, кто возненавидит его от всего сердца, а не только одним рассудком. Но чтобы окончательно сбросить с себя узы нашего рабства греху, необходима Божья благодать. А чтобы стать достойным этой благодати, нужен подвиг покаяния в смиренном сознании своего бессилия. Только смиренным Господь дает Свою благодать (Иак. 4:6)

   Святое смирение есть тот воздух, которым дышат все прочие добродетели. А эта спасительная атмосфера смирения созидается только в недрах святой Православной Церкви путем послушания Ей. Преданный сын Церкви постоянно сознает себя в общении со всеми Ее членами не только живыми, но и умершими.

   Отсюда потребность сердца - идти тем путем, каким пришли к Богу святые Божии, потребность именно у них искать руководства на своем пути, к ним обращаться с молитвой о вразумлении, в оставленных ими писаниях находить бесценные сокровища опыта духовного и более всякой напасти бояться уклонения с сего единственно правого и верного пути спасения.

По материалам книги "Адамово наследство"

Наверх
Hosted by uCoz