Персоналии
История
Святыни
Храмы
Издания
Миссия
Семинария
Календарь
Интернет

В начало

Пути богопознания.

Бог сотворил людей по своему образу и подобию. Дал разум, свободную волю, бессмертную душу для того, чтобы люди познавали Бога, обязательно при этом уподоблялись Ему, становясь добрее и лучше — совершеннее — для того, чтобы со временем предуготовившись, взойти в чудесные неописуемые слабым земным языком Небесные чертоги.

Святой апостол Павел, проповедуя в Афинах, говорил: “От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога”, ибо “Он и недалеко от каждого из нас...”(Деян.17:26-27).

Поиск Бога и обретение общения с Ним - вот главная цель осознавшей себя личности, альфа и омега человеческого бытия.

Перед человеком Бог ставит необыкновенные по своему замыслу и грандиозные по своему результату задачи. Святой апостол Павел пишет: “...не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” (1 Кор.2:9).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) приоткрывает нам завесу над этой тайной: “Человек! Пойми твое достоинство. Взгляни на луга и нивы, на обширные реки, на беспредельные моря, на высокие горы, на роскошные деревья, на всех зверей и скотов земных, на всех зверей и рыб, странствующих в пространствах воды, взгляни на звезды, на луну, на солнце, на небо — это все для тебя, все назначено тебе в услужение.

Кроме видимого нами мира есть еще невидимый телесными очами, несравненно превосходнейший видимого. И невидимый мир для человека.

Как Господь почил образ Свой! Какое предначертал ему высокое назначение! Видимый мир — только предуготовительное преддверие обители, несравненно великолепнейшей и пространнейшей”.

Поэтому наша задача — познавать истинного Бога и жить в соответствии с этими познаниями. Истинное учение о том, кто такой Бог и как жить людям, Господь сообщает в откровении естественном и сверхъестественном.

Об этом пишет М.Ломоносов: “Создатель дал роду человеческому две Книги. В одной показал Свое величество, в другой — Свою волю. Первая — видимый мир, вторая — Священное Писание”.

Естественный путь богопознания

Естественное откровение — открытие Богом Себя естественным способом через видимую природу. Весь мир есть величайшая книга откровения Божьего, свидетельствующая о совершенной мудрости и величайшем могуществе Творца. Псалмопевец Давид сказал: “Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь и ночь ночи открывает знание. Нет языка и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их” (Пс.18:2-5). Такое же свидетельство дает и Новый Завет. Святой апостол Павел пишет: “Ибо, что можно знать о Боге, явно для них , потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны” (Римл.1:19-20).

Свидетельства ученых

Люди, изучающие законы этого мира (ученые), в большинстве своем — верующие люди. Как свидетельствует статистика, из 300 наиболее выдающихся ученых, живших в XVII-XIX веках, верующих было 276 человек (92%). Вера у этих крупнейших ученых не была ни “мертвым привеском” к их творческой натуре, ни “пережитком воспитания”. Именно вера в Бога самым непосредственным образом помогала исследователям в работе. Настоящие ученые видели в окружающем мире проявление Божественной Премудрости, и это давало им дополнительные стимулы к занятию наукой. Галилей говорил: “В действиях природы Господь Бог является нам не менее достойным восхищения образом, чем в Божественных стихах Писания”. Ему вторят — Ломоносов: “Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога”; Шлейден (немецкий биолог): “Истинный натуралист не может никогда сделаться материалистом и отрицать душу, свободу, Бога”; Агассис (швейцарский зоолог): “Наука есть перевод мыслей Творца на человеческий язык”.

Свидетельства святых отцов

Святой Иоанн Дамаскин поясняет как, рассматривая мир, человек убеждается в существовании Бога: “И самый состав, сохранение и управление тварей показывают нам, что есть Бог, Который все это сотворил, содержит и обо всем промышляет. Ибо каким образом могли враждебные между собой стихии как-то: огонь, вода, воздух, земля — соединиться для сохранения одного мира и пребывать в совершенной нераздельности, если бы некая всемогущая сила не соединила их и не сохранила их всегда нераздельными”.

Вселенная для святителя Василия Великого является неким училищем, в котором разумные твари научаются боговедению: “Из бесплотности находящейся в тебе души уразумевай, что и Бог бесплотен. Знай, что Он не ограничен местом, потому что и твой ум не имеет предварительного пребывания в каком-нибудь месте, но только по причине соединения с телом находит себе известное место. Веруй, что Бог невидим, познав собственную свою душу, потому что и она непостижима телесными очами”.

Оценка естественного пути богопознания

Естественное откровение недостаточно, так как является начальным и ограниченным. Тем более, что грех внес разлад и во вселенную, и в человека. Доказательством этого являются и множество языческих религий, в которых истина смешана с ложью.

А.Осипов в книге “Путь разума в поисках истины” пишет: “К какому высшему пониманию Бога пришла естественная мысль? Единого, Личного, Мирообразователя, Всемогущего, Справедливого Судьи. Отсюда и главный принцип естественной морали — справедливость (т.н. “золотое правило”: не делай другому того, чего не желаешь себе).

Естественное богопознание не могло достичь понимания Бога как Триипостасного, как Любовь, — вторая Ипостась Которого реально, неслитно, неизменно, нераздельно и навечно восприняла в Себя человеческую природу; смирилась в ней ради спасения человека до Креста; исцелила в Себе Самой и воскресила человеческую природу (Христос Воскресе!), став “Первенцем из мертвых” и положив начало всеобщему Воскресению, заповедав эту жертвенную любовь (даже к врагам) в качестве непреложного и единственно истинного закона человеческой жизни.

Эти догматы свидетельствуют о их внеестественном, богооткровенном характере, подчеркивая в то же время глубокую недостаточность человеческого разума и необходимость самооткровения Бога”.

И поэтому, кроме естественного откровения, человек нуждается в откровении сверхъестественном.

Сверхъестественный путь богопознания

Свое самое главное откровение Бог сообщает людям сверхъестественным образом или Сам, или через ангелов.

В связи с общей греховной немощью и поврежденностью Господь для Своих откровений выбирает особенных, праведных людей, которые могут принять это откровение. Первыми, кто передавал откровение, были Адам, Ной и пророки.

Во всей полноте и совершенстве Божие откровение принес Сам Бог воплотившийся — Господь наш Иисус Христос. Затем это откровение распространилось по всей земле через святых апостолов и их учеников.

А.Осипов пишет: “Впечатляющим фактом, свидетельствующим о богооткровенности христианского вероучения, являются его догматы о Боге-Троице, Боговоплощении, Спасении через Крест, Воскресении и другие. Эти центральные истины христианства столь же отличны по своему существу от предшествовавших ему религиозных и философских аналогов, сколько, если говорить образно, ребенок для женщины отличается от той куклы, с которой она играла в детстве. Не случайно апостол Павел восклицает: “А мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие” (1 Кор. 1:23). Последующая история христианства подтвердила эту мысль в полной мере. Тот факт, что христианское вероучение постоянно пытались и пытаются “исправить” и сделать или, во избежание “соблазна”, естественным продолжением иудейства, вычеркнув из него веру в Божественное и мессианское достоинство Господа Иисуса Христа, или, чтобы избавить от “безумия” перед лицом языческого мира, логически “оправданным” этико-философским учением, является ярким свидетельством того, что Новозаветное Откровение не есть плод мудрости человеческой. Уникальная, в своем роде, “инаковость” христианства среди прочих религий, его философская “абсурдность” (вспомним тертуллиановское credo, quia absurdum est) еще раз указывает на неземной источник христианского учения, на то “немудрое Божие”, которое “премудрее человеков” (1 Кор. 1:25).

А. Белгородов

Наверх
Hosted by uCoz