Персоналии
История
Святыни
Храмы
Издания
Миссия
Семинария
Календарь
Интернет

В начало

В ожидании иных открытий

Туринская Плащаница дает все новые и новые подробности о распятии, погребении и Воскресении Иисуса Христа.

По Воскресении Христовом сохранилась Плащаница, на которой запечатлена вся чудовищность перенесенных Им страданий — Спаситель оставил нам Свою Божественную тайну. Он знал что далеким поколениям отстоящих от Него учеников, будет дано искушение наукой, и приготовил для них источник отрезвления.

Плащаница — это льняное полотно длиной 4,34 м и шириной 1,09 м. Она хранится в серебряном ковчеге над алтарем собора Святого Иоанна Крестителя в городе Турине на севере Италии. На древнем прекрасного качества, дорогом домотканом полотне, вырисовываются два отпечатка Человеческого Тела во весь рост — Тела Человека, жестоко избитого и израненного до смерти.

Он был погребен в этой Плащанице и вышел из нее, не порвав ни единого сгустка Крови. Все это судебно-следственная медицина установила во всех научно - холодных деталях. Для медицины тут тайна, так как каждый медик знает, как кровавые полотна присыхают к ранам: практически невозможно отделить кровяной шарик от полотна, чтобы не нарушить оставленный кровью отпечаток. Так кто мог отделить от Тела 5 метров ткани, присохшей к Нему так, чтобы не вызвать истечения Крови и образования новых пятен? "Тот, Которого Бог Воскресил."(Деян.13:37)

Как стало возможно, что в течении всего этого времени кровавые подтеки остались нетронуты? Как объяснить, что отпечатки со спины Христа не сплющены? Ведь положенное на спину Тело должно было давить на постеленное под ним покрывало, и различие по отношению к верхнему отпечатку должно быть. Христос Воскрес! И момент Воскресения был безгранично кратким.

"Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи именем Иосиф. Пришед к Пилату, просил Тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать Тело. (Мф.27:57,58).

Иосиф, купив плащаницу, и сняв Его, обвил плащаницею и положил Его во гробе (Мар.15:46).

И вошедши люди не нашли Тела Господа Иисуса... Петр побежал ко гробу и наклонившись, увидел только пелены лежащие (Лук.24:3,12).

Образ на Туринской плащанице появился как бы от тончайшего "ожога". В 24-й главе Евангелия от Луки есть повествование о Луке и Клеопе, шествовавших в Эммаус. "И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге" (Лук.24:32). И когда люди чувствуют в себе "горение" веры, которое опалит их сердце ярче и сильнее, чем полотно плащаницы, тогда откроются у них глаза, и они узнают Его (Лук.24:31).

Предание гласит, что вскоре после Воскресения Христова Плащаница попала к властителю г. Эдессы — царю Абгару V. Эдесса была столицей небольшого независимого государства в северной Месопотамии. Абгар V еще при земной жизни Господа нашего Иисуса Христа искал Его в надежде, что Он исцелит его от паралича.

Апостол Фаддей, один из семидесяти Апостолов, принес Плащаницу в Эдессу. И, заказав у местного ювелира золотую раму, он сложил Плащаницу так, что стал виден только Лик Спасителя, тем самым превратив ее в икону. Приняв икону, царь исцелился и вскоре стал христианином.

Реликвию окружили большим почетом как защитницу царя и города. В начале III века христианство открыто исповедовал царь Абгар IX. Несмотря на притеснения христиан в последующие столетия и длительное пребывание иконы в тайнике в городской стене, в VI веке она снова становится известной.

В результате копирования изображения этой иконы (в действительности негативного) возникла традиция изображения Спасителя, которая сквозь века сохранилась до наших дней. Во времена иконоборчества, православные, опасаясь уничтожения святыни, тайно переправили ее из Константинополя в Иерусалим. Описывая свое путешествие в Иерусалим в 640 году, епископ Галльский упоминает Плащаницу и дает ее точные размеры.

До VI века на позднеримских и ранневизантийских иконах Иисус Христос изображался по разному: с бородой и безбородым, с усами, вьющимися короткими или длинными волосами, круглолицым. С VI века лики Христа на иконах, монетах, скульптурах стали более или менее сходными: борода, длинные волосы, вытянутое красивое лицо, прямой нос, глубокие глазницы, широкий и невысокий лоб.

Ранневизантийская иконография Христа дает несколько случаев чрезвычайно близкого совпадения пропорций и деталей Лика на Плащанице с Ликом Христа на нескольких монетах и иконах периодов правления Юстинианов I и II (VI — VII века)

В довоенное время французский хирург Пьер Барбье не только подтвердил анатомическую точность, полную натуралистичность отображения, но и заинтересовался необычным положением ран от распятия.

Так что же удивительного в ранах от распятия? Во-первых, это положение ранений идет вразрез с художественными изображениями распятого Христа; во-вторых, отсутствует отпечаток большого пальца на обеих скрещенных руках. Барбье проделал опыты и пришел к выводу, что рука раздиралась между пальцами и срывалась с гвоздя.

Следовательно, так распятый человек неминуемо срывался бы с креста и падал бы на землю. Тогда хирург Барбье исследовал пригвозжение в то место, на которое указывает Плащаница. Этот опыт привел к физиологическому открытию: во-первых, гвоздь без всякого труда проходит через центральный проход запястья, и рука, так пригвожденная, несет вес тела распятого человека. Во-вторых, при прогоне гвоздя затрагивается нервная магистраль руки, и большой палец этой руки судорожно прижимается к ладони. Вот почему на Плащанице нет отпечатков больших пальцев рук: они находились под ладонями и поэтому не могли отпечататься на Плащанице. То, что распятым на кресте римляне пробивали запястья, подтвердили и археологические раскопки в Иерусалиме, проведенные в 1968 году.

Знают люди о тех "плащаницах", которые постоянно пребывают в алтаре на святых престолах, о церковных обрядах, которые символизируют погребальное полотно Христа в различные моменты службы, о выносе плащаницы в страстную пятницу. Но очень многие оставляют общение с Богом на потом. Знать
о Воскресении и с верой участвовать в жизни церкви по Воскресении - это отнюдь не одно и то же.

"Радость моя, Христос Воскресе", — говорил при встрече преподобный Серафим Саровский. Неужели приходившие к нему не знали об этом? В каждой школе изучали Закон Божий, по всей стране торжественно праздновалась Пасха, причем законодательство Российской Империи прямо запрещало работодателям заставлять трудиться в Светлую Седьмицу! Нет, знать то они знали, да вот имели ли должную веру?

Туринское полотно — свидетельство физической стороны Воскресения, которое — самая малость по сравнению с безбрежной духовной стороной Воскресения.

Господь провидит все, и Он знает, что путь к Спасению мы найдем тогда, когда почуствуем всю силу спасительной жертвы Богочеловека.

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

С. Кутко

Использованы материалы доклада диакона Вячеслава Синельникова

Наверх
Hosted by uCoz