Персоналии
История
Святыни
Храмы
Издания
Миссия
Семинария
Календарь
Интернет

В начало

Радость Вселенской Пасхи

Все слышали такое выражение "пасхальная радость" и многие на личном опыте знают это чувство, которое охватывает душу в предпасхальные и пасхальные дни. Радость эта особенная, она не зависит от чего-то внешнего, а рождается в глубине сердца, позволяя человеку вместить там весь мир, каждого его обитателя. Но в чем причина этой радости? Что заставляет сердце ликовать при восклицании "Христос воскресе"? Последнее время мы как-то сухо смотрим на Воскресение Христово, говорим о Нем в размытых выражениях: то как о победе абстрактной жизни над абстрактной же смертью, то проводим аналогии с возрождением России, народа, культуры, превращая главное событие в истории человечества в сиюминутный идеологический, культурный или гуманистский штамп, выхолащивая его и делая совершенно непонятной радость о Христе Воскресшем – о возрождении культуры что ли радуемся?

То, что две тысячи лет назад в Иерусалиме Иисус из Назарета после смерти Своей воскрес – это действительно интересное и занимательное событие. Оно могло несказанно взволновать и обрадовать Его родственников, друзей, учеников, но для меня – живущего спустя двадцать веков в городе Белгороде – какой повод для радости по случаю тех далеких событий? Мы забываем, что Воскресение Христово есть событие не самодовлеющее. Христу не нужно было умирать и воскресать для Самого Себя, Он совершил это "нас ради человек и нашего роди спасения". Воскресение Христово самым непосредственным образом связано с всеобщим воскресением мертвых (то есть с воскресением лично каждого из нас) и будущим преображением мира. Это событие является центральным в промыслительном действии домостроительства Божия о спасении своего падшего творения, причем, не только человека, но и через него – всей вселенной.

Бог сотворил мир и человека на грани смерти и бессмертия, тления и нетления. Хотя в новосозданном мире не было греховной скверны, не было страданий, распада и смерти, он не был создан окончательно совершенным, освященным и обоженным. По словам святых Отцов, в мире существовало тонкое тление, то есть изменчивость. Сам факт, что мир был сотворен во времени и вместе со временем, повеление животным и людям размножаться и питаться вещественной пищей говорит о существовании в первозданном мире неких необратимых процессов тления, практически незаметных с точки зрения нынешнего нашего падшего состояния, но отличавших состояние прежнего мира от совершенного нетления и неизменности.

Хотя в новосозданном мире все было хорошо весьма, он не был до конца совершенным, а имел некую, заданную ему Божественным замыслом, перспективу развития. Размножение бессмертных живых существ не могло продолжаться бесконечно; ему ставила предел самая ограниченность земли. И тогда, по наполнении вод и земли бессловесными тварями, а также людьми, в мире неотвратимо должно было произойти глобальное изменение – прекращение рождения и установление полного нетления, когда времени уже не будет. Однако, выбор пути этого изменения был предоставлен человеку. Заповедь о невкушении дана была Адаму временно, для испытания, возможно, до тех пор, пока земля не наполнится животными и людьми, а затем должна была упраздниться и, за послушание первозданного, мир был бы увенчан нетленной Божественной славой.

Из ясных слов преподобного Максима Исповедника, а также из косвенных свидетельств некоторых других Отцов, видно, что средством доведения мира до полного нетления является Боговоплощение, которое есть средоточие мирового бытия, произволенное в Предвечном Совете в изначальном творческом плане, а не только в предвидении падения. Это был бы кратчайший магистральный путь человеческой истории, воскресение, только без смерти и сразу – для всей твари. Но первый Адам через свое падение не только не исполнил этот Божественный замысел, но и низвел вселенную в состояние распада и смерти. Поэтому, в нынешнем падшем мире Боговоплощение, явление нового Адама служит той же цели приведения твари к полному нетлению, но достигается более трагичным образом: через Крест Христов и "ответные кресты" всех возлюбивших явление Его. Воскресение Христово является началом нового творения, которое вполне совершится во второе пришествие Христово на грани истории и вечности. Христос по Своему человечеству именуется первенцем из мертвых,перворожденным всей твари, так человеческая природа во Христе живет уже по законам будущего века.

Вот в этом-то и коренится наша пасхальная радость! Мы – новая тварь во Христе и через Крещение имеем в себе начаток будущих благ, и потому в пасхальные дни особенно ощущаем этот начаток совершенного усыновления и освящения не только для себя, но и для всей твари, как бы предвосхищая жизнь на новом небе и новой земле, на которых обитает правда. И действительно, по слову Христову, нет такой силы ни на небе ни на земле, которая могла бы отнять у нас эту радость, если только мы сами через грех не возбраним ей войти в свои души.

А.Палица

Наверх
Hosted by uCoz