Персоналии
История
Святыни
Храмы
Издания
Миссия
Семинария
Календарь
Интернет

В начало

ПОЧЕМУ СТРАДАЮТ ЛЮДИ?
Православный взгляд на природу и причины человеческих страданий

Проблема человечества

Если бы вся история человеческой жизни на земле каким-либо чудесным образом развернулась подобно огромному свитку перед нашим взором, то каждый бы из нас увидел как бы огненными и кровавыми буквами написанное: "Плач и стон, и горе". Наблюдения каждого и опыт всего человечества на протяжении всей его истории достаточно ясно говорят, что настоящий мир есть мир скорби, страданий и зла. Но человек непременно будет искать какого-либо оправдания этой житейской скорби, какого-либо ее смысла и цели, раз она неизбежна. Но прежде нужно ответить на вопрос: каким же является состояние самого человека?

Христианство утверждает, что состояние человека является ненормальным. Человеческая природа повреждена грехом, или, другими словами, человек духовно болен. Причина такого печального состояния человека кроется в грехопадении первых людей - Адама и Евы. Человек захотел быть самостоятельным устроителем своей личной жизни и для этого добровольно отделяет себя от Бога. Такое направление воли человеческой расстроило общую картину бытия.

После этого внутри человека появился разлад. Дух человека ищет мира и покоя. Тело человека влечет его к удовлетворению телесных потребностей. Так эти двоякие стремления человека влекут его каждое на свой путь. Хорошо выражает это мучительное бессилие падшего человека к добру апостол Павел, когда говорит:"Желание добра есть во мне, но чтобы делать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое... Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим.7, 18-24). Все это свидетельствует об одном - человек болен и нуждается в исцелении. А болен человек так серьезно, что исцелить его может только Творец. Но необходимо, чтобы человек одумался и взыскал Врача, и на личном горьком опыте жизни убедился в невозможности найти без Бога покоя для своей души.


Распятие. Икона первой половины XV в.

Крестный подвиг Спасителя

Какое же врачевство предлагает христианство, чтобы исцелить этот разлад в человеке? Таким врачевством является вера в искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа. Единородный Сын Божий ради спасения погибающего человечества становится Человеком. Он претерпевает все наши земные тяготы и страдания, чтобы явить нам пример полного послушания воле Божией, и увенчивает Свой жизненный путь на кресте. Своим крестом Иисус Христос примирил человека с Богом, Он, взяв на Себя грехи всего мира, победил зло добром, и с этих пор грех уже не имеет той власти над человеком, которую имел прежде. Страдания не исчезают в христианстве, но по сути своей приобретают совершенно новое значение. Страдания становятся очистительными. Для того чтобы христианину очиститься от греха и утвердиться в добре, нужно пройти горнило испытаний. Сам Христос предупреждает нас об этом, говоря: "В мире будете иметь скорбь" (Ин.16, 33). А святой апостол Павел из личного опыта жизни свидетельствует: "Сын мой! Не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности (Евр. 12, 5-11). А это свидетельство есть свидетельство полноты жизни и радости от торжества добра на земле. Добро есть крест, и все, что стремится к добру, подлежит страданию.

Господь наш Иисус Христос страдает за людей вместе с ними. Как Сын Человеческий Он делает то, что обязаны делать все люди вместе с Ним в силу единения с Ним. Бремя креста, на котором убивается наш грех, есть общее бремя Его и наше, но на долю Христа в этом бремени приходится почти все. Он страдал за или вместо нас, ибо действительно взял из общего бремени такую часть, которую не могли понести люди. Сам Иисус Христос не только Страдалец, но и Сострадалец нам. И поэтому наш Спаситель хочет, чтобы мы, подобно Симеону Киринейскому (Мф. 27, 32), несением своих маленьких крестов в общем Кресте разделили бы со Христом Его бремя.

Страдание в руках Промысла Божия можно сравнить с резцом скульптора, обрабатывающего каменную глыбу в статую, или с молотом в руках кузнеца, кующего сталь. Таким образом, все наилучшее на земле достигается страданием и обречено Промыслом Божиим на страдание для очищения от зла.

Причины страданий

Первой причиной страданий являются личные грехи. Путь избавления от страданий за свои грехи есть покаяние, и сила покаяния должна быть соразмерна степени греха. Покаяние примиряет человека с Богом, а если же нет достаточного осознания греха и глубокого покаяния, то надо со смирением принимать посылаемые страдания.

Второй причиной страданий может быть предохранение от греха или направление от рассеянной жизни к жизни, сосредоточенной в Боге. Подобные страдальцы, которые вначале часто тяжело переносили изменение своей судьбы, впоследствии горячо благодарили Господа за посланную им некогда тяжелую перемену в жизни.

Третьей причиной страданий является избавление от греха гордости и приобретение смирения. Преподобный Макарий Великий пишет об этом следующее: "Бог знает немощь человеческую, что человек скоро превозносится; поэтому останавливает его и попускает ему быть в непрестанном упражнении и волнении... Бог, зная твою немощь, по смотрению Своему посылает тебе скорби, чтобы стал ты смиренным и ревностнее взыскал Бога".

Четвертой причиной страданий может быть испытание христианина в вере и праведности. И как пишет преподобный Варсонофий Великий: "Муж, не испытанный искушениями, неискусен". Адам после создания был первое время безгрешен и, как чистый сердцем, видел Бога, и беседовал с Ним. Но мы знаем, что он не был тверд в добродетели и впал в грех... Одна чистота сердца без испытания ее прочности не имеет полной ценности. Вот почему в мире допущены Богом соблазны. Господь и говорит: "Ибо надобно придти соблазнам " (Мф. 18, 7).

Пятой причиной страданий может явиться уклонение человека от пути, предназначенного ему от Бога. Это страдания пророка Ионы во чреве кита. Кончаются эти страдания тогда, когда человек поймет, что требует от него Господь.

Если мы посмотрим на жизнь святых, то увидим, что все они были проверены в огне испытаний и искушений: в этом сила их духа и красота подвига. За победу они и были увенчаны от Господа. Так был испытан страданиями ветхозаветный праведник Иов и впоследствии награжден за стойкость в перенесении испытаний. Патриарх Авраам испытан тем, что ему было повелено принести в жертву своего единственного сына. Иосиф был возвеличен, но лишь после того, как претерпел длительное рабство в Египте, оклеветание и тюремное заключение.

Как пишет преподобный Исаак Сирин: "Всякий человек, о котором особенно печется Господь, познается по непрестанно посылаемым ему скорбям... Так как пока ты еще на пути, признаком приближения твоего ко граду Божию для тебя да будет следующее: встречают тебя сильные искушения, и чем ближе приближаешься и преуспеваешь, тем более умножаются находящие на тебя искушения".

Благость страданий

Души людей, которые не страдали, часто покрываются корой суетности, пошлости, самодовольства. Они не могут понять переживаний других людей, являются безразличными к их страданиям, теряют смысл жизни и погружаются в тину мелочей. Таким образом, от Бога посылаемые страдания не есть нарушение мировой гармонии, а, наоборот, утверждение ее, восстановление справедливости и устранение греха.

Духовные люди жалеют тех, кто в мире грешит, не кается в грехах и живет легкой жизнью, полной развлечений и удовольствий. Про них говорят: "Оставил их Господь". А про терпящих бедствия говорят: "Их посетил Господь",

Нельзя при скорбях надеяться отвратить их без молитвы и покаяния посредством каких-либо святынь, ища от них спасения, подобно тому, как язычники применяют талисман. Так, в одном семействе повторялись семейные несчастья. Супруги поехали в Оптину пустынь и обратились за помощью к своему земляку, иеромонаху Гавриилу. Тот вздумал было помочь их горю херувимским ладаном, но предварительно пошел с этим делом за благословением к старцу Леониду.

"Чудак ты, - сказал ему старец, - поможет ли тут херувимский ладан? Где гнев Божий, там Господь не щадит и Своей святыни. Тут потребно искреннее покаяние во грехах, за которые послан гнев Божий, и исправление".

Не должно бояться страданий, ибо Тот Бог, Который нам их попускает, Тот Сам и помогает нам их перенести. И никогда не попускает нам быть искушаемыми сверх наших сил (1 Кор. 10, 13).

Но мы не всегда можем в каждом отдельном случае понимать, каким образом то или иное скорбное для нас обстоятельство может вести нас самих или других ко спасению души. Преподобный Антоний Великий однажды долго размышлял о множестве бедствий и искушений, постигающих людей, о страданиях невинных детей. И когда он вопросил Господа об этом, то услышал в ответ: "Антоний, это судьбы Божии. Исследовать их душевредно. Себе внимай".

Борис Вербовик
студент Московской Духовной академии
"На перепутье" №1. 2000

Наверх
Hosted by uCoz