Персоналии
История
Святыни
Храмы
Издания
Миссия
Семинария
Календарь
Интернет

В начало

Богослужение в жизни православного христианина

Святой апостол Павел, проповедуя в Афинах, говорил: «От одной крови Он (т.е. Бог) произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас…» (Деян.17:26-27).

Поиск Бога и обретение общения с Ним - вот главная цель осознавшей себя личности, альфа и омега человеческого бытия.

Богослужение научает человека богообщению, непрестанному пребыванию перед лицом Божиим.

Определение богослужения

Давайте вдумаемся в само это слово - «богослужение». Все мы прекрасно понимаем, что Бог является Вседовольным, т.е. Он Самодостаточен и ни в чем не нуждается. Естествен вопрос: неужели Богу нужно, чтобы люди Ему служили? Конечно, нет. Творец не нуждается в том, чтобы тварь Ему служила. И тем не менее богослужение не только возможно, но и необходимо по той причине, что является естественной нашей потребностью. Всякий человек не может жить без удовлетворения естественных физических потребностей - в пище, питье, сне, тепле. Без этого тело человека погибает.

Поскольку человек не состоит из одного только тела, но обладает и душой, он имеет и некие духовные потребности, без удовлетворения которых он опять-таки жить не может. Он умирает - не физически, а духовно.

Любой человек так или иначе свои духовные потребности удовлетворяет.

Hа вопрос: «Что есть наибольшая заповедь в законе?» - Господь отвечает прямо: «Возлюби Господа Бога твоего всею крепостью твоей, всем существом твоим». Выражением любви к Богу и является богослужение. Любовь всегда жертвенна, не может быть любви без жертвы. По мнению отцов Церкви, само понятие о том, что Богу надлежит жертвовать лучшую часть из того, что человек имеет, является богодухновенным, то есть онтологически свойственным человеку по самому его естеству. Hикакое богослужение невозможно без жертвы.

Богослужения в Ветхом Завете

Обратимся к священной истории. Церковь появилась одновременно с сотворением человека, и наши прародители, пребывавшие в райских обителях, и составляли первозданную Церковь; вся их жизнь была непостижимым для нас, непрестанным богослужением. Точнее - служением Богу, общением с Ним. Но вот происходит та катастрофа, которая коренным образом меняет судьбы человечества - совершается грехопадение. Основной задачей для человека становится восстановление утраченного Богообщения. Православное богослужение быстрее всего, полнее всего и наиболее тесным образом приводит нас к Богу, восстанавливает то, что было утрачено прародителями.

В древнейшие периоды истории человечества мы постоянно видим свидетельства о том, что люди совершали жертвоприношения Богу. Назовем только некоторых из них: Каин и Авель, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Моисей.

Наступили времена иные - Бог дает избранному народу закон на Синайской горе. И что же мы видим? Большую часть Ветхого закона составляют чисто религиозные предписания, напрямую связанные с богослужением. И вот уже ветхозаветная, богооткровенная религия имеет все черты развитого богослужебного культа: священную иерархию, скинию, а затем храм и, наконец, Богослужебный устав. Целая законоположительная книга Ветхого Завета - Левит посвящена Богослужебному уставу - обязанностям священника и т.д. Так высоко ставит Богослужебный устав Сам Господь.

Богослужения в Новом Завете

А что же в Новом Завете? Может вполне естественным будет и такой вопрос: ныне, может быть, вместе с обрядовым законом Моисеевым упразднилось и само понятие о Богослужебном уставе?

Оказывается, что нет. Во-первых, Сам Господь говорит, что Он пришел не нарушить закон, а исполнить, т.е. дополнить его, совершить, довести до полноты. И Сам Господь во время земной жизни ходил в Иерусалимский храм, то же самое делали и после Его Вознесения Пр. Богородица и апостолы. В этом мы видим указание на то, что богослужение все-таки должно иметь некие четкие формы, четкие рамки. Св.ап.Павел в Послании к Коринфянам прямо пишет о том, чтобы в церкви при молитвенных собраниях все совершалось благообразно и по чину (1 Кор. 14:40). Тем самым дается свидетельство, что уже в апостольские времена существовал богослужебный чин.

Тем более, что в Символе веры Церковь исповедует себя как единая Церковь. Единство Церкви реализуется многообразно, но в частности - в единстве богослужения. Если бы не было этого единства, Церковь уже нельзя было бы назвать единой, и тем самым она лишилась бы одного из своих существенных свойств.

Святые отцы о Богослужении

Святые отцы очень много и очень часто писали о богослужениях и необходимости их посещения.

Святитель Игнатий Брянчанинов: “Хотя Бог присутствует повсюду, но в церкви присутствие Его проявляется особенным образом: самым ощутительным и самым полезнейшим для человека...

Божий храм есть земное небо. Храм есть место общения Бога с человеками: в нем совершаются все христианские таинства...… Деннонощно храм Божий оглашается славословием Бога; для слов мира сего в нем нет места. Все в храме Божием свято: и самые стены, и помост, и воздух. Постоянно хранит его Ангел Божий; Ангелы Божии и святые торжествующей Церкви нисходят в него. Присутствие в таком священном здании составляет величайшее счастье...

Христиане всех времен признавали тщательное посещение храма Божия своей неотложной обязанностью. Кто во время земной жизни будет часто посещать храм Божий, тот, разлучившись с телом, весьма удобно перейдет для вечного празднования в небесный, нерукотворный храм, которого зиждитель Бог. В храме мы и молимся, и назидаемся, и очищаемся от грехов, и сообщаемся с Богом.

Великая милость Божия к человеку - учреждение общественных молитвословий в святых Божиих храмах. Эти молитвословия установлены Апостолами, их святыми учениками и святыми Отцами первых веков христианства по откровению Свыше. Церковные молитвословия содержат в себе пространное христианское догматическое и нравственное Богословие: посещающий неупустительно церковь и тщательно внимающий ее чтению и песнопению может отчетливо изучить все нужное для православного христианина на поприще веры...

Пришедши в церковь, помолись Богу в сокрушении духа, не признавая за собой никакого достоинства, никакой добродетели, признавая себя виновным в бесчисленном множестве согрешений, ведомых тобой и неведомых. Мы очень много согрешаем и в неведении, и по причине нашей ограниченности, и по причине повреждения природы нашей грехом».

Святитель Григорий Палама: «Храм является образом Гроба Господня…...и более чем образом...…ибо и он имеет место, где лежит Тело Владыки во внутреннем помещении за завесой, где находится священная Трапеза. Так что тот, кто внутренне прибегает к этому воистину Божественному и вмещающего Бога гробу и пребывает до конца, сосредоточивая и простирая к Богу мысли, не только познает здесь богодухновенные слова Писания...…возвещающие о Божестве и человечестве воплотившегося ради нас Бога Слова, но и ясно зрит мысленными очами Самого Господа…...Через созерцание его и причастие весь (человек) становится благовидным».

Святитель Феофан Затворник: «...Если хочешь возгреть молитву в своем сердце, чаще ходи в храм Божий. Дома так не помолишься, как в храме».

Преподобный Макарий Оптинский: «О церковной же молитве знайте, что она выше домашней вашей молитвы; ибо возносится от целого собора людей, в числе которых может много есть чистейших молитв от смиренных сердец к Богу, которые Он приемлет как кадило благовонное. С этими молитвами и ваши хотя немощные и ничтожные, приемлются».

Богослужение - дверь к общению с Богом

Богослужение совершается для назидания верующих, в чтении и пении преподает истинное учение Христово для расположения лиц, участвующих в нем, к молитве, покаянию, а в конечном итоге к преображению, а в лицах и действиях изображает важнейшие события из священной истории, совершившиеся для нашего спасения. Это с одной стороны возбуждает в молящихся благодарения за благодеяния Божии и приносит успокоение душе, а с другой стороны через богослужение православные христиане научаются и входят в таинственное общение с Богом, и через таинство Св.Причащения получают благодатные силы для праведной жизни. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Иоан.6:53-57).

Наверх
Hosted by uCoz