Персоналии
История
Святыни
Храмы
Издания
Миссия
Семинария
Календарь
Интернет

В начало

О ПРОСЛАВЛЕНИИ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ

Отрывки из интервью члена Синодальной комиссии по канонизации святых РПЦ протоиерея Георгия Митрофанова журналисту "Независимой газеты" Максиму Шевченко.

— Отец Георгий, с какими итогами работы Комиссия по канонизации подходит к Архиерейскому Собору?

— Следует отметить, что данный Архиерейский Собор может стать беспрецедентным в истории Русской Церкви. Это связано с тем, что подавляющее большинство подвижников благочестия, которые будут прославляться на Соборе, являются новомучениками XX века. На Соборе могут быть прославлены около пятисот человек. В их число входят как те, кто будут прославлены как общецерковно почитаемые святые, так и те, кто уже почитаются, как местночтимые святые в отдельных епархиях. Но это будут не только новомученики. Среди них будут также подвижники, жившие в XIX и XX вв., — святители, праведники, исповедники, преподобные... Особое значение, конечно, имеет прославление царской семьи как страстотерпцев. Этот вопрос давно уже был рассмотрен, и по нему дано положительное заключение. Сейчас у комиссии нет никаких оснований предполагать, что канонизация царской семьи будет отложена. Она должна произойти именно на этом Архиерейском Соборе в чине страстотерпцев…

— Почему комиссия по канонизации сочла необходимым канонизировать Николая II и членов его семьи именно как страстотерпцев, а не мучеников?

— Мученическая смерть предполагает для человека, который ее принимает, возможность через отречение спасти свою жизнь. И главным основанием гибели этого христианина является его вера. Государеву семью убивали именно как государеву семью. От них не требовали отречения от веры. Более того, даже если мы сможем представить такую несколько неблагочестивую картину, что если они отреклись от веры, это все равно не изменило бы их судьбу. Так что их смерть мученической названа быть не может. Тем более что и люди, которые их убивали, были достаточно секуляризованы по своему мировоззрению и воспринимали их прежде всего как символ ненавистной им императорской России. Для них не стояла проблема веры государевой семьи. Хотя, конечно, все эти люди были настроены антихристиански. Но в то же время обстоятельства гибели органично связывают царскую семью именно с удивительным типом святости, который впервые появился в Русской Церкви. Первые русские святые, канонизированные в Константинополе, были князьями — страстотерпцы Борис и Глеб, которых канонизировали так, как никого до них. У нас действительно среди убиенных государей выстраивается целая плеяда страстотерпцев-князей, например Михаил Черниговский, Михаил Тверской. Позже даже царевич Димитрий. Государева святость у нас как бы прекращается с канонизации страстотерпца царевича Димитрия в конце XVI в. И получается, что последний правивший в России православный государь тоже оказывается убиенным таким образом, каким убивали многих государей и страстотерпцев. Мы не стали искусственно придумывать какие-то обоснования для того, чтобы объявить их кончину мученической. Что было, то было. Мы исходили из реальных обстоятельств, из реальных фактов...

— Комиссия сочла нужным не принимать во внимание неоднократно звучавшие обвинения в адрес Николая II в политических ошибках, повлекших за собой гибель большого количества людей и приведших в конце концов к падению Российской империи?

— Во-первых, не надо связывать падение Российской империи с деятельностью одного государя. Великие империи не могут быть разрушены деятельностью одного конкретного человека. Как любой государственный деятель, как любой монарх, государь, естественно, вынужден был применять разные меры для исполнения своего гражданского государственного долга. Безгрешных государей не бывает. Элементы ошибочной политики можно найти и в действиях Бориса и Глеба — вместо того чтобы сопротивляться узурпатору Святополку, они отдались в его руки.

Я хочу подчеркнуть, что Комиссия не пыталась ретушировать государственную деятельность, церковную политику императора Николая II. Мы пытались развенчать многие стереотипы, потому что образ его был достаточно демонизирован предшествующей марксистко-ленинской псевдонаучной исторической традицией. Но в то же время недостатки в его государственной деятельности и церковной политике были отмечены и, в частности, также подчеркнуто, что именно страстотерпческая кончина, а не государственная деятельность и церковная политика дает основание ставить вопрос о канонизации царской семьи. Это подчеркивалось определенно. В житии государственной деятельности и церковной политике Николая II дается достаточно лаконичная и сдержанная оценка. Мы не идеализируем государя. Святые не безгрешны. И в политике императора было немало недостатков…


По материалам газеты НГ-Религии www.religion.ng.ru

Наверх
Hosted by uCoz