Персоналии
История
Святыни
Храмы
Издания
Миссия
Семинария
Календарь
Интернет

В начало

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА

Сегодня многие верующие согласны с тем, что рационально доказать существование Бога невозможно. Они считают, что Бог открывается сердечной чистоте, а не хитросплетениям разума.

В христианской культуре существует многовековая традиция доказательств бытия Бога. В эпоху Средневековья такие доказательства стали популярны благодаря католическим богословам-схоластам, прежде всего Ансельму Кентерберийскому и Фоме Аквинскому.

Правда, свои аргументы схоласты как правило обращали к верующим, для того, чтобы рациональным способом подтвердить веру. Интересно отметить, что в православной традиции не возникло подобной “школы доказательств бытия Бога”. Главным доказательством был и остается сам человек, в сердце своем встретившийся с Богом. И если этой встречи не произошло, как можно уверовать? А если она случилась, то любящему сердцу уже не нужны аргументы!

Многие из нас обучались именно западной философии, и само мышление наше приобрело западный “привкус”. Сколько раз нам приходилось слышать: а вы докажите, что Бог есть! Ответ будет таким: любые рациональные доказательства вряд ли приведут человека к Богу, но это не значит, что они абсолютно бесполезны. Ведь для кого-то они могут стать первым шагом на пути к вере...

Микеланджело Буонаротти. Сотворение Адама. 1508-1512

1. Первое доказательство, “экзистенциальное”, формулируется так: Все, что есть, скорее есть, чем его нет.

Как создавать, так и поддерживать существование чего-либо куда сложнее, чем вообще ничего не иметь. Попробуйте, например, самостоятельно спроектировать жилой дом, выбрать для него подходящее место, построить и постоянно поддерживать в нем порядок. Существование любой вещи или структуры требует непрерывных затрат энергии. И когда ее внутренний запас истощается или прекращается приток ее извне, структура разрушается.

Так почему же природа все-таки существует как Бытие? Несомненно, только потому, что она была Кем-то сотворена и с тех пор поддерживается Им.

Этот Творец – Бог, о котором Исаак Ньютон, сформулировавший законы всемирного тяготения и движения, сказал: “Он пребывает во веки; Он присутствует везде; Он конституирует длительность времени и пространство”.

2. Второе доказательство звучит следующим образом: Все, что есть, закономерно и упорядочено. Все несет на себе несомненный отпечаток разумного плана устройства целого. Такой план не может не предполагать существования сверхчеловеческого Ума, подлинно божественного Планировщика (так как закономерность – свойство разума).

Так, Николай Коперник, создавший теорию о том, что в центре мира находится Солнце, а Земля только вращается вокруг него, полагал, что эта модель демонстрирует мудрость Божию в мироздании, ибо “кто еще мог бы поместить эту лампу (Солнце) в иную или лучшую позицию?”

Но насколько же сложнее, гармоничнее и разумнее устройство всей окружающей нас Вселенной!

Альберт Эйнштейн так выразил эту мысль: “Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием”.

Вселенная, или по-древнегречески космос, является прекрасно упорядоченной и гармоничной системой, состоящей из взаимосвязанных частей. Каждая из них подчинена особым законам, а все в целом управляются комбинацией таких законов.

3. “Космологическое” доказательство бытия Бога: Каждая вещь в мире и все в целом имеет причину своего существования, но продолжать эту последовательность, цепочку причин до бесконечности нельзя – где-то должна быть Первопричина.

О такой Первопричине говорит Луи Пастер, который часто упоминал “космическую асимметричную Силу”, которая создала жизнь. Он полагал, что “понятие “причина” следовало бы резервировать для единственного божественного импульса, который сформировал эту Вселенную”.

Понятно, что такой беспричинной причиной является Бог, который существует вечно, являясь Создателем видимого мира и его законов.

4. Следующее — “телеологическое” (греч. “телос” – исполнение, результат) доказательство бытия Бога. Аристотель обнаружил наличие в природе и в организме некоторых животных явно выраженных целесообразностей. Однако только современные открытия в биологии бесспорно доказали системный характер этих механизмов и их необходимость для существования и выживания практически всех видов живых существ.

Исследования ископаемых организмов показали, что многие из них обладают органами, на тысячелетия предвосхищающими внешние условия среды. Органами, которые в тех условиях существования были абсолютно бесполезны, но действительно понадобятся данному виду через сотни поколений, когда условия существования радикально переменятся.

Этот факт однозначно указывает на наличие в мире определенной и разумной программы развития, то есть Провидения, которое и называется Промыслом Божьим.

5. “Этическое доказательство” бытия сверхчувственного мира, которое исходит из объективного существования морали и этических законов, регулирующих поведение человеческих существ.

Исследования многих философов указывают на то, что события и воздействия окружающей среды только до определенной степени могут предопределять поведение людей и принуждать их к тем или иным поступкам: как бы ни было сильно давление извне, у человека всегда есть возможность разорвать причинно-следственную связь, которой подчиняется неразумная природа и поступить как свободное существо, то есть как существо иного, нездешнего мира!

Для иллюстрации этого можно привести простой пример: почему одни люди подают милостыню, а другие нет? Казалось бы, последние поступают вполне логично и разумно - зачем же расставаться со своими средствами, деньгами, заведомо зная, что вы не получите никакой компенсации? Что же принуждает первых все-таки подавать милостыню, иногда даже в значительных размерах? В физическом мире, в природе нет ничего, что могло бы объяснить подобное “нелогичное” поведение - это объяснение лежит вне этого, в сверхчувственном мире, где находятся великие нравственные идеи любви, добра и милосердия.

6. Доказательство бытия Бога под названием “эстетический аргумент”, гласит: в природе существует удивительная сверхъестественная красота звездного неба, закатов и рассветов, северного сияния, гармоничных картин природы, совершенного устройства тел живых существ и т.д., которая будто специально предназначена для эстетического наслаждения разумного существа - человека - потому что помимо него в самой природе созерцать ее просто некому.

Как в неживой, так и в живой природе, есть кривые и уродливые, обычные, ничем не примечательные, есть “просто” красивые, есть и необычно прекрасные творения. Но эти разные степени совершенства между отдельными видами предметов и живых существ не могли бы существовать, если бы для них не было меры абсолютного совершенства, которую мы не находим в материальном мире. Откуда бы и как бы мы ни начали рассматривать окружающий человека мир, все дороги неизбежно ведут к Тому, Кто его создал и украсил, Кто его постоянно поддерживает и направляет, и без Кого он бы не смог бы просуществовать и мгновения – к Господу Богу.

С. Кутко

Использован материалы журнала “Фома” №8 за 1999 год

Наверх
Hosted by uCoz