Персоналии
История
Святыни
Храмы
Издания
Миссия
Семинария
Календарь
Интернет

В начало

В молитве и посте

   С 13 марта до 29 апреля - время Великого поста, время подвига каждого православного христианина во имя Господа нашего Иисуса Христа, ради нас пришедшего и за нас пострадавшего.


Юлиус Карольсфельд. Искушение. 1850-е гг.

  "Поздравляю с началом поста душеспасительного. Великое благо время сие!" - писал одному из своих духовных чад святитель Феофан Затворник, призывая рассматривать пост не как тяжелое и ненужное бремя, но как первого помощника человеку в его борьбе со страстями.

   Пост существовал с момента сотворения человека. В раю Господь даровал Адаму первую и единственную заповедь - заповедь поста: "От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь". (Быт. 2:16-17). Постился Моисей, находясь на горе Синай в течении сорока дней и ночей, постился пророк Илия. И в подражание им, а главным образом по примеру Иисуса Христа, постившегося в пустыне сорок дней и ночей, Апостолами был установлен пост св. Четыредесятницы. Время св. Четыредесятницы древние христиане приурочили ко времени воспоминаний о крестных страданиях Иисуса Христа, чтобы своими подвигами подтвердить любовь к Спасителю, пострадавшему за мир, и нравственно очиститься к празднику Светлого Воскресения Христова.

   Самое наименование св. Четыредесятницы встречается весьма часто в древнейших письменных памятниках. Святые Василий Великий и Григорий Нисский утверждают, что пост св. Четыредесятницы в их время (IV век) существовал повсюду. Преподобный авва Дорофей, живший в седьмом веке, писал: "В законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали - и, делая так, они имели благословение во всех делах своих. Зная сие, св. Апостолы установили и передали на помощь нам и как благодеяние душам нашим, еще нечто большее и высочайшее, - чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали ее Богу, дабы и мы таким образом получили благословение на все дела наши, и ежегодно очищали грехи, сделанные нами в течение целого года. Рассудив так, Апостолы освятили нам из трехсот шестидесяти пяти дней года сии семь недель святой Четыредесятницы. Бог дал сии святые дни для того, чтобы, если кто постарается со вниманием и смиренномудрием позаботиться о себе и покаяться во грехах своих, - он очистился от грехов, которые сделал в продолжение всего года. Так душа его освободится от тяготы, и таким образом он очищенным достигнет святого дня Воскресения и неосужденно причастится Святых Таин, сделавшись чрез покаяние в сей святой пост новым человеком".

   Основа страстей в плоти - учат святые отцы. И, когда плоть утончается и измождается постом, тогда обессиливается дьявол - первый враг нашего спасения, часто нападающий через плоть.

   Объедение, пьянство, различные житейские заботы препятствуют нам любить Бога и ближнего, исполнять заповеди. Скажем, пристрастный к табаку выбрасывает на ветер десятки и сотни рублей, а нищим при этом жалеет дать копейку. Любитель вкусно и разнообразно поесть думает, на какое же очередное лакомство потратиться, а мимо людей, просящих на хлеб, проходит с холодным сердцем... И так - во всем! Для себя, любимого, мы не пожалеем ничего, к просящим у нас помощи относимся враждебно. Неудивительно, что когда нашим идолом становится чрево, оно и пишет свои законы, неуклонно ведя нас к погибели души.

   И только когда человек начинает поститься, попирать свое чрево, перестает жить для этого ненасытного чудовища, в его сердце воцаряются добродетели Божии. "Вместо пищи и пития, одежды и богатства - Бог и душа, вечная жизнь и вечная мука занимают наши мысль и воображение. Вместо любви к деньгам, пище, питию, одежде, роскоши в жилище - любовь к Богу, к людям, к небесному сожительству с Ангелами и святыми. Вместо пищи и пития - алкание и прилежное чтение, слушание слова Божия и Божественной Службы. Прежде враги ему были те, которые препятствовали его внешнему благосостоянию - ныне он равнодушно переносит лишение", - говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский.

   В Писании сказано: "Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством" (Лк. 21:34). И: "Царство Божие не пища и питие, но праведность, и мир и радость во Святом Духе" (Римл. 14:17). Чем не постящийся человек будет питаться в вечности, когда здесь на земле научился только пресыщаться вещественными наслаждениями, которых нет на Небе?

   Пост облегчает тело, обостряет сердечные чувства, просвящает ум. Постящийся начинает видеть в себе греховные навыки, немощи, слабости, о которых не догадывался раньше. Однако пост без покаянной молитвы и обращения за Божией помощью может принести совсем не те плоды, которые ожидались, потому что на постящегося особенно сильно нападают злые духи, преследуя человека за оставление путей греха. Принявший подвиг поста и не соединивший его с молитвой и хождением в Храм Божий, с раскаянием и доброделанием, пожинает плоды греха: раздражительность, вспыльчивость, гневливость и тщеславие. А если молиться, не обуздав плоть постом, вместо правды тоже пожнем плоды греха. Молитва будет рассеяна, терзаема мечтаниями и осквернена праздными помыслами. Поэтому святые отцы говорят, что сочетание поста с молитвой - обязательное условие!

   Кроме воздержания в пище, постящийся должен удерживаться от всякого греха: "Пусть постится не только наше чрево, но пусть постится и наша душа, - говорит святитель Тихон Задонский. - Пусть ум воздерживается от блудных и нечистых помыслов: гнева, ярости, злобы, зависти и лицемерия. Пусть язык откажется от клеветы, осуждения, лжи, лести, сквернословия и всякого злоречия. Да удержатся руки от воровства, хищения, биения. Да перестанут ноги ходить на злые дела, увеселения и развлечения. Да замкнутся уши твои для скверных песен, клеветнических басен, празднословия. Да закроются очи твои для видения худого, для рассматривания грехов ближнего".

   Во время поста запрещается скоромная пища - мясо, рыба, яйца, молочные продукты. Принято с особой строгостью соблюдать первую и последнюю (Страстную) седмицы Великого поста. Разрешается сухоядение (холодное без масла) при воздержании до вечера. В субботу и воскресенье на протяжении поста разрешается растительное масло. В остальные седмицы поста по понедельникам, средам и пятницам - сухоядение, по вторникам и четвергам едят горячую пищу без масла. Рыба разрешается два раза - в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное Воскресенье. В субботу Лазаря (перед Вербным Воскресеньем) дозволяется икра (но не рыба). В Великую пятницу (на Страстной седмице) не вкушают пищи до выноса в Храмах Плащаницы.

   Вместе с тем, нужно учитывать, что пост - серьезный аскетический подвиг, требующий постепенной подготовки. Поэтому каждый должен соизмерять приведенные выше правила со своими силами, степенью готовности к посту. Беременным и больным, детям и путешествующим дается послабление в посте. На ослабление, или наоборот, соблюдение более строгой степени поста, чем определено, желательно попросить благословения у священника.

   Пост телесный без поста духовного может оказаться даже духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникнется чувством собственного превосходства над другими, не держащими поста или следующими ему не столь строго. Чем меньше о вашем посте будут знать посторонние, тем лучше. Возникнет меньше поводов для осуждения или насмешки с их стороны, и для тщеславия - с вашей. Всегда будем помнить слова святого Василия Великого: "Настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла".

Н. Евсеева

Наверх
Hosted by uCoz