Персоналии
История
Святыни
Храмы
Издания
Миссия
Семинария
Календарь
Интернет

В начало

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ
НАУЧНО-БОГОСЛОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
"МИССИЯ ЦЕРКВИ. СВОБОДА СОВЕСТИ. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
14-18 ИЮЛЯ 1998 Г.
Г. БЕЛГОРОД

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви, на территории Белгородско-Старооскольской епархии с 14 по 17 июля 1998 г. проходила научно-богословская конференция "Миссия Церкви. Свобода совести. Гражданское общество", собравшая 98 участников из 6 стран.

Перед началом работы конференции ее участники с 11 по 13 июля имели возможность принять участие в торжествах, посвященных празднованию памяти святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла и 55-летию победы на Прохоровском поле в годы Великой Отечественной войны, а также ознакомиться с религиозной жизнью и православными святынями Белгородской земли. Участие в этих празднованиях определило созидательный, любвеобильный характер работы конференции и ее творческую атмосферу.

14 июля после молебна у мощей Святителя Иоасафа Белгородского Чудотворца, совершенного Высокопреосвященнейшим Сергием, архиепископом Солнечногорским, Управляющим делами Московской Патриархии, состоялось торжественное открытие и первое пленарное заседание конференции, проходившее в Овальном зале администрации Белгородской области, на котором присутствовали: глава администрации Белгородской области Е.С.Савченко, Председатель Областной Думы Белгородской области А.Я.Зеликов, депутаты Государственной Думы, Преосвященные архипастыри: архиепископ Солнечногорский Сергий, Управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Сумской и Ахтырский Ионафан, Управляющий делами Украинской Православной Церкви Московского Патриархата; архиепископ Днепропетровский и Павлоградский Ириней; архиепископ Орловский и Ливенский Паисий; епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, Председатель Миссионерского отдела Московского Патриархата; епископ Архангельский и Холмогорский Тихон и другие официальные лица.

К конференции с приветствием обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который выразил надежду на то, что "результаты работы конференции станут научно-богословской основой для создания мировоззренческого правового поля в области церковно-государственных отношений" и пожелал участникам конференции "благословенных успехов в предстоящих трудах".

В адрес конференции поступили приветствия от Управления делами администрации Президента России, депутатов Государственной Думы, от Российской Академии наук, Российской Академии естественных наук, Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Международного фонда "Единство славянских народов", Председателя Издательского Совета Московского Патриархата.

С приветствием к участникам конференции обратился глава администрации Белгородской области Е.С.Савченко, который выразил благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и оргкомитету конференции во главе с двумя сопредседателями - епископом Белгородским и Старооскольским Иоанном и академиком С.П.Карповым, деканом исторического факультета МГУ - за то, что местом проведения такого важного по тематике и авторитетного по составу участников форума была избрана Белгородская область.

Работа конференции проходила в пленарных заседаниях 14 июля в г. Белгороде и 17 июля в г. Губкине и секционных заседаниях в санатории-профилактории "Лесная сказка" ОАО "Лебединский ГОК", в ходе которых были заслушаны 71 доклад и сообщения.

По единодушному мнению всех участников конференции успешное проведение конференции было обеспечено большой подготовительной работой Оргкомитета конференции, Миссионерского отдела Московского Патриархата, Миссионерского Фонда РПЦ, а также благодаря созидательным отношениям, существующим между Белгородско-Старооскольской епархией и Администрацией Белгородской области.

ОТЧЕТ О РАБОТЕ СЕКЦИИ 1 "МИССИЯ ЦЕРКВИ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ И ЕЕ МЕСТО В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ"

Секция 1 "Миссия Церкви в прошлом и настоящем и ее место в гражданском обществе" работала 15-16 июля 1998 г. В работе секции приняли участие 26 представителей Церкви и науки. Было заслушано и обсуждено 18 докладов и сообщений.

На секции были обсуждены вопросы и проблемы, среди которых наиболее важными представляются следующие:

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ МИССИИ ЦЕРКВИ И ЕЕ ЗАДАЧИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Участники секции были единодушны в том, что миссия Церкви является исполнением заповеди Господа Иисуса Христа: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф. 28, 19) и явлением в мире Божественной любви Святой Троицы, выраженной в посланничестве Сына: " Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него" (I Ин. 4, 9) .

Было отмечено, что православные миссионеры исполняли главную задачу миссии - приведение людей ко спасению, не задаваясь другими целями как, например, осуществление социально-экономических преобразований в обществе или насаждение своей культуры, просвещаемым ими народам. Они, как правило, были не только самоотверженными свидетелями православной веры, но и подлинными просветителями культур народов, к которым была обращена миссия. Опыт этого миссионерского делания имеет громадное значение для возрождения миссионерского служения Русской Православной Церкви в настоящем.

Участники секции с удовлетворением отметили, что создание миссионерских структур Русской Православной Церкви, проведение первого после 1917 года миссионерского съезда и, в особенности, научно-богословских конференций, способствуют актуализации исторического опыта миссионерского служения Церкви.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ

В докладах были представлены примеры успешного миссионерского делания современных священнослужителей и мирян и, вместе с тем, были обсуждены проблемы и трудности, встающие на пути возрождения православного миссионерского служения:

- недостаточное научное и методологическое обеспечение миссионерской деятельности пособиями по истории миссии, миссиологии и т.д.;

- недостаток подготовленных миссионерских кадров;

- недостаточное использование современного миссионерского опыта Поместных Православных Церквей;

- недостаточное финансово-экономическое обеспечение миссионерских программ.

Для решения этих проблем участниками секции были предложены следующие рекомендации:

  • регулярно созывать миссионерские съезды на общецерковном и епархиальном уровнях;
  • сформировать совместную рабочую группу из представителей Церкви и науки для издания пособий, энциклопедий под общим названием "Библиотека православного миссионера" и подготовки специальных программ для духовных и светских учебных заведений по вопросам миссии Церкви в современном гражданском обществе;
  • шире использовать все доступные средства массовой информации для осуществления православной миссии;
  • привлекать для обеспечения миссионерской деятельности средства из епархиальных отчислений для пополнения Миссионерского фонда Русской Православной Церкви.

    Миссия Церкви и гражданское общество

    На секционных заседаниях рассматривались в историческом и современном аспектах особенности взаимоотношений Церкви, государства и общества. Отмечалась жизненная необходимость возвращения Русской Православной Церкви исторически присущих ей роли и места в жизни нашего общества и государства. Подчеркивалась миротворческая, объединяющая роль Русской Православной Церкви в процессах консолидации и духовного возрождения современного общества.

    Возвращение людей к Богу, заповедям Христовым - одно из непременных условий укрепления государственности и общества в целом, ибо без религиозных ценностей невозможно представить ни одного процветающего государства.

    В современной посттоталитарной России начала гражданского общества только формируются, и задача Церкви и ее миссии состоит в том, чтобы, заняв исторически присущее ей место, способствовать формированию и развитию гражданского общества. Гражданское общество характеризуется прежде всего ответственностью граждан за свое нравственное состояние, заботой о благополучии как своего микросоциума, так и своего народа. Такой подход основывается на уважении к историческим традициям России, к ее духовности и культуре. Миссия Церкви на данном этапе состоит в том, что она оказывает непосредственное или хотя бы косвенное влияние на формирование каждой личности, до которой доходит ее проповедь.

    Мы должны признать за истину то положение, что уровень качества гражданского общества определяется степенью духовно нравственного развития каждой входящей в это общество личности. Формируя духовно нравственную личность, Церковь создает все необходимые условия для повышения качества общественной структуры, для нравственного, экономического и социального благополучия гражданского общества.

    Церковь не претендует на ведущую политическую роль в гражданском обществе, но выступает за конструктивное взаимодействие со всеми его субъектами и структурами.

    Особую озабоченность вызывает активность некоторых инославных церквей, зарубежных псевдомиссионеров, тоталитарных сект и псевдорелигиозных групп, которые разрушают гражданский мир, самосознание и традиции народа.

    Наряду с этим серьезное препятствие для развития Православной Церкви и ее миссии представляет деструктивная деятельность некоторых средств массовой информации. В то же время церковные и светские средства массовой информации способны оказывать сильное благотворное влияние на духовную жизнь общества, противодействуя разрушительным тенденциям. Теме расширения информационного поля Русской Православной Церкви было уделено особое внимание в работе секции.

    Молитвенно благодаря Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, участники секции выражают искреннюю признательность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, Председателю Миссионерского Отдела Священного Синода РПЦ, епископу Белгородскому и Старооскольскому, Преосвященному Иоанну, администрациям Белгородской области, г. Белгорода, г.Губкина, Лебединского ГОКа и всем членам оргкомитета конференции за дарованную возможность совместного обсуждения насущных проблем бытия и миссионерского служения Русской Православной Церкви и считают необходимым периодическое проведение подобных научно-богословских конференций.

    ОТЧЕТ О РАБОТЕ СЕКЦИИ 2
    "СВОБОДА СОВЕСТИ В ПРАВОСЛАВНОМ ПОНИМАНИИ И КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА"

    В секции приняло участие около 25 человек, в числе которых были священнослужители, богословы, юристы, экономисты, историки. Всего было заслушано и обсуждено 15 докладов.

    Представленные доклады тематически образуют 4 основные группы:

    а) свобода совести в богословском православном понимании;

    б) проблемы правовой защиты свободы совести и юридического регулирования деятельности религиозных организаций Российской Федерации;

    в) ситуация в сфере регулирования деятельности религиозных организаций за рубежом;

    г) концепция религиозной безопасности как неотъемлемый компонент общей системы национальной безопасности.

    Участники заседаний констатировали важность признания принципа свободного самоопределения людей в вопросах совести, невозможность ни принудительного насаждения веры, ни принудительного безбожия. Однако было отмечено значительное расхождение в понимании свободы совести между православным сознанием и светской юриспруденцией. Постоянно смешиваются понятия свободы совести как неотъемлемого права личности и свободы совести как юридического принципа, на котором основывается деятельность религиозных организаций, входящая в сферу государственного регулирования. В ходе дискуссии некоторые выступающие отмечали, что для правового потребления предпочтительнее понятие "свобода вероисповедания", поскольку "совесть" - глубоко личностное и религиозное явление, которое не может быть объектом какого бы то ни было внешнего регулирования.

    Нужно различать два аспекта: гарантируемое законом равноправие граждан в религиозной области и строительство политики государства в соответствии с его общенациональными интересами, основываясь на значимости тех или иных религиозных организаций для страны. Была отмечена необходимость работы по разъяснению понятия свободы совести как в церковной среде, так и в гражданском обществе. В частности, высказывалась мысль о важности выпуска в свет для широкого круга читателей справочных изданий по данным вопросам.

    Другой проблемой является не всегда верное толкование содержащегося в Конституции Российской Федерации принципа отделения Церкви от государства. В обыденном сознании он зачастую трактуется как полное устранение Церкви от жизни общества, нежелательность конкретных взаимодействий церковных структур с государственными органами в сфере государственного, экономического и культурного строительства. Между тем этот принцип означает лишь организационную самостоятельность Церкви и исключение вмешательства государства в вопросы вероисповедания и другие внутрицерковные дела, предполагая в то же время активное взаимодействие Церкви и государства. Государству не могут быть безразличны интересы его граждан - православных верующих, ибо Православная Церковь на протяжении веков являлась основным формообразующим элементом для русской культуры и главным объединяющим началом для российской государственности. Эта же роль во многом сохраняется и сегодня, поскольку Церковь является одним из важнейших факторов сохранения идентичности народного бытия. Интересы Церкви и государства совпадают в главном: мир в обществе, защита жизни и здоровья людей, стабильность и процветание народов России и сопредельных с ней государств, борьба с преступностью и другими антиобщественными проявлениями.

    Было отмечено, что созидание и укрепление конструктивных церковно-государственных отношений - это одно из существенных направлений миссии Церкви, которая должна осуществляться не только словом, но и делом. Невоцерковленность отдельных выборных должностных лиц, государственных служащих, представителей системы образования не должна быть препятствием при реализации церковно-государственных отношений

    Отмечалось, что далеко не все вопросы, стоящие перед Церковью, могут быть разрешены в рамках непосредственных церковно-государственных взаимодействий. Во многих случаях для решения тех или иных проблем Церковь должна активно использовать механизмы гражданского общества, сотрудничать с общественными объединениями по конкретным вопросам.

    Высказанные в докладах и дискуссиях предложения можно суммировать в следующих положениях:

    1. Церковь ждет от государства адекватного отражения ее жизни и деятельности в средствах массовой информации. В частности, для этой цели должно быть предусмотрено безвозмездное предоставление в государственных аудиовизуальных СМИ эфирного времени, которое должно выделяться, исходя из традиционно высокой роли Православия в жизни российского общества.

    2. Церковь ждет от государства адекватного отражения в школьном учебном процессе значения Православия в истории России, в формировании духовного склада нашего народа, русской литературы и культуры в целом, вообще Божественного начала в тварном мире. Это предполагает не умножение религиоведческих дисциплин, но включение соответствующих сведений в традиционные учебные курсы. Признано желательным непосредственное сотрудничество светских педагогов-предметников со специалистами в области православного богословия в деле создания качественных учебных программ и методических пособий. Признано ненормальным положение, когда священникам необоснованно, с точки зрения закона, затрудняется доступ в школы и другие учебные заведения.

    3. Церковь ждет от государства укрепления законодательной базы для расширения ее социального служения. В частности, отмечалось, что существующее и подготавливаемое налоговое законодательство не обеспечивает необходимых стимулов для развития церковной благотворительности. Более того: в обсуждаемом сейчас проекте налогового кодекса для понятия благотворительности вообще не нашлось места.

    4. Церковь ждет от государства четкой и последовательной политики в отношении действующих в России конфессий, деноминаций и сект. Учитывая традиционно высокую роль Православия в жизни российского общества, Церковь вправе ожидать максимально возможного содействия своей деятельности со стороны государства в рамках существующего законодательства. В то же время государство должно осознать опасность дестабилизации общества, являющуюся следствием деятельности появившихся в последнее время многочисленных религиозных сект, групп и центров, размывающих российский менталитет и подтачивающих народный дух. Тем более государство должно решительнее ограничивать деятельность деструктивных сект, которая пагубно отражается на здоровье и благосостоянии людей, экономике и обороноспособности страны. Как свидетельствует практика, даже при наличии необходимой для пресечения этой деятельности законодательной базы, государство далеко не всегда использует закон во всей его строгости.

    5. Церковь ждет от государства содействия в укреплении ее экономической базы, в том числе путем создания условий для приобретения монастырями и приходами земельных угодий. Не располагая соответствующими экономическими ресурсами, Церковь ограничена в своих материальных возможностях проведения социально значимых программ и мероприятий. В то же время слабая экономическая база ставит Церковь в сложное экономическое положение в условиях жесткой конкуренции со стороны иностранных миссионеров, располагающих значительными финансовыми средствами, поступающими из-за рубежа.

    6. Церковь ждет от государства прекращения доступа представителей нетрадиционных для России религий в воинские части и подразделения, поскольку это разлагает столь необходимое в армии единство военнослужащих и пагубным образом сказывается на национальной безопасности. Учитывая то, что православная вера не раз в прошлом вдохновляла русские рати на воинские подвиги, в то время как многие секты вообще призывают к отказу от воинской службы, Церковь вправе ожидать от государства понимания ее приоритетной роли в окормлении армии.

    7. У священнослужителей и мирян, занимающихся миссионерской деятельностью, не хватает опыта и знаний в правовой сфере, в области взаимодействия с государственными органами и общественными организациями. В связи с этим целесообразно проводить епархиальные семинары по их правовому просвещению, обмену опытом в этой деятельности, а так же издавать ориентированную на практику литературу по этим вопросам (в первую очередь - комментарий к Закону о свободе совести и религиозных объединениях).

    ОТЧЕТ О РАБОТЕ СЕКЦИИ 3
    "ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, КУЛЬТУРА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕРКОВНОГО И СВЕТСКОГО"

    Участники секции, проблемы которой вызвали самый глубокий интерес и активное участие в обсуждении всех присутствующих, приносят глубокую благодарность Священноначалию Русской Православной Церкви и лично Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Второму за инициативу проведения данной конференции именно в то время, когда чувствуется особая необходимость в незамедлительном решении целого ряда проблем жизни российского общества и церковно-государственных отношений, в том числе таких важных для социального выживания вопросов, как воспитание молодого поколения, подготовка кадров специалистов, сохранение и приумножение векового культурного наследия российского народа.

    Мы благодарны руководству Миссионерского отдела Московского Патриархата, Православного миссионерского фонда Русской Православной Церкви, лично Епископу Белгородскому и Старооскольскому, Иоанну, за прекрасную организацию конференции, создание максимально благоприятных условий для активного творческого процесса в ходе ее работы, а также администрации Белгородской области и г.г. Белгорода и Губкина, руководству ОАО "Лебединский ГОК".

    На заседаниях секции в 3-х последовательно работавших подсекциях было заслушано 28 докладов, 3/4 из которых были подготовлены представителями российских регионов. Из предложенных докладов 10 были сделаны священнослужителями, 18- представителями светской науки, образования и культуры.

    Заседания вызвали живой интерес участников конференции. На них присутствовало постоянно 26-28 человек.

    В активной дискуссии по обсуждавшимся вопросам участвовали практически все присутствовавшие на заседаниях.

    В ходе обсуждения были выявлены наиболее острые проблемы, требующие немедленного разрешения, в том числе:

  • духовно-нравственное воспитание в современных условиях;
  • взаимоотношение Церкви и образовательных учреждений;
  • особенности подготовки и переподготовки православных педагогических кадров;
  • единство Церкви, школы и семьи в области воспитательно-образовательной деятельности;
  • разработка концепции целостной системы духовного образования учащихся общеобразовательных школ;
  • духовная незащищенность учащихся светской школы и всего светского общества от влияния чуждых христианству псевдодуховных учений.

    Все участники с особым беспокойством отмечали, что современную ситуацию в образовании, воспитании и культуре возможно оценить однозначно как затянувшийся кризис, выход из которого традиционными пост советскими методами не может быть найден.

    Было специально отмечено, что пути выхода из кризиса, возрождения и дальнейшего совершенствования культурно-нравственной и образовательной сферы возможны только на путях укрепления и развития взаимодействия церковных и общественных (в частности, государственных) структур в обсуждаемой области.

    В то же время отмечалось, что за последние годы в данном направлении наметился определенный прогресс, а помощь обществу в духовно-нравственном возрождении со стороны служителей Церкви становится более ощутимой. Участники дискуссии отмечали, что Церковь, общество и власть находят сейчас взаимопонимание по многим важным вопросам духовно-нравственного возрождения, научной, образовательной и культурно- просветительской деятельности.

    Однако, развитие положительных тенденций сталкивается с определенными сложностями.

    В частности, отсутствует разработанная и доступная для реализации в общеобразовательной школе России концепция нравственного воспитания подрастающего поколения, а также концепция самой школы, которая удовлетворяла бы требованиям современной стадии развития общества.

    Кроме того, не разработаны научные и научно-методические основы взаимодействия школы и Церкви : отсутствуют общепризнанные программы, учебные пособия, методические рекомендации; например, не достаточно проработана общая теория положительной личности (идеала, героя) - центра воспитательного процесса. Подчас нет и понимания сущности взаимодействия школы и Церкви в образовательном и воспитательном процессе.

    Церковь и ее представители недостаточно уделяют внимания освещению своего отношения к злободневным вопросам жизни школы и учительства. До сих пор вяло ведутся разработки в области школьной православной педагогики и психологии.

    На секции была специально подчеркнута необходимость широкого общественного обсуждения и публикации в полном объеме материалов, представленных на конференции.

    19 докладов, посвященных проблемам образования, позволили поставить на обсуждение практически все проблемы, связанные с обеспечением процесса целостного духовно-нравственного образования как в светской школе, так и в церковной ограде.

    На заседаниях подчеркивалось, в частности, что в современном обществе появился заказ на целостное всеобщее духовное образование, которое может обеспечить нравственно-духовное воспитание и формировать мировоззренческие основы личности в новой исторической ситуации. В построении этой системы важно специально выделить личностно дифференцированные и миссиологические аспекты, а также идеал самореализации личности в духовно и общественно значимых целях.

    В ряде докладов был выявлен актуальный для сегодняшнего времени исторический опыт развития духовного образования в России и подчеркнута важность исторического подхода к решению современных духовных проблем образования и воспитания.

    Была выявлена, к сожалению, также и определенная негативная закономерность воспитательного процесса на уровне православной школы, которая выразилась в определенном снижении активности учащихся, отсутствии установки на успех, снижении образовательных и жизненных потребностей, определенном падении интеллектуального потенциала, в отсутствии детских интересов.

    Особое внимание на заседаниях секции было уделено формированию педагогических кадров и изданию учебной литературы. При этом отмечено нередко низкое нравственное состояние педагогических кадров общеобразовательной школы, которое характеризуется мировоззренческими метаниями, оторванностью от традиционных религиозных истоков. Учителя обнаруживают широкую мировоззренческую всеядность, неразборчивость в выборе духовных ориентиров, что может привести к тяжелым и непредсказуемым последствиям и для учащихся, и для всего общества в целом. Секция просит Министерство народного образования и Священноначалие, Русской Православной Церкви обратить на эти проблемы особое внимание.

    Существуют проблемы и в духовном образовании. В частности, учебный процесс в духовных школах практически абстрагируется от важнейших социально-экономических проблем, являющихся основными характеристиками современного общества. Вопросы глобализации мирового хозяйства, развития экономических процессов на макро- и микро- уровне, современных социальных проблем, хозяйственная деятельность Церкви, другие проблемы, имеющие насущный характер как для жизни приходов, так и для жизни Церкви в целом, очень мало затрагиваются в учебном процессе в духовных школах - как при подготовке духовенства приходов, так и при подготовке кадров богословов и высших иерархов.

    Так же слабо разработаны основополагающие моменты православной экономической теории в светской науке и высшей школе.

    Живую дискуссию вызвали проблемы современного состояния музейного дела и его истории. Была отмечена необходимость срочной ликвидации напряженности, существующей по ряду вопросов между государственными музеями и церковными структурами. Специально отмечалась незаменимая важность музея как единственной на сегодняшний день возможности ознакомиться с историей "малой Родины".

    Важная тема, которая была затронута в работе секции - необходимость усиления медицинского аспекта подготовки священнослужителей, с тем, чтобы они могли оказывать содействие врачам - профессионалам в лечении больных страдающих различными заболеваниями (в особенности, психиатрическими), и обращающимися в этой связи за духовной поддержкой к Церкви.

    9 докладов, посвященных проблемам культуры, в разных аспектах рассматривали вопрос о религиозных основах русской традиционной культуры и их значения для современной системы духовного образования и духовного возрождения народов России. С этой точки зрения были подчеркнуты значение изучения и введения в научный и духовно-научный оборот малоизвестных памятников святоотеческой и древнерусской литературы и культуры, в том числе квалифицированного научного издания источников по истории русской духовности и неизвестных документов об историческом пути Русской Церкви.

    Особый интерес вызвала проблема культуры литургического пения и возвращения в литургическую практику современной Русской Православной Церкви древнерусских певческих традиций, основ народного церковно-певческого творчества, богатства традиций литургической практики.

    В этой же связи встал вопрос о важнейшем значении знания церковно-славянского языка как лингвистической основы раскрытия церковной духовной культуры, а также о необходимости расширения и повышения качества его преподавания.

    Показательно, что почти все проблемы не только ставились, констатировались, анализировались причины их возникновения, но основное внимание уделялось поискам выхода из кризиса, роли и долженствованию собственной работы и представителей светского общества, и представителей Церкви. Именно этим определяется и важность сделанных в ходе работы секции конкретных предложений.

    Наверх
  • Hosted by uCoz