Персоналии
История
Святыни
Храмы
Издания
Миссия
Семинария
Календарь
Интернет

В начало

АЛЕКСАНДР,
архиепископ Костромской и Галичский, председатель Всецерковного православного молодежного движения

ЦЕРКОВЬ И МОЛОДЕЖЬ В РОССИИ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА
Ваше Святейшество, Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры!

Проблема вовлеченности молодежи в церковную жизнь есть часть миссионерской и пастырской деятельности. Свидетельство Церкви о спасении обращено ко всем, без различия пола, возраста и национальности. На всех в равной мере распространяет Церковь и свое духовное попечение.

Встреча человека с Богом происходит на личном уровне. К каждому из нас Господь обращается лично, желает разговаривать с нами "лицом к лицу". Святой Апостол Павел так рассказывает о своем служении: "для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых." (1 Кор. 9,22).

Иными словами, миссионерское и пастырское служение должно найти ту форму обращения, которая была бы близка всякому внимающему с верой.

Сегодня в особом обращении к себе нуждается молодежь. К категории молодежи в узко специфическом понимании относят возрастную группу от 18-20 до 28-30 лет. Более широкое представление о молодежи включает в эту категорию несколько возрастных подгрупп:

- детство: от рождения до 10 лет.

- отрочество: от 10 до 14 лет.

- юность: от 14 до 18-24 лет.

- молодость: от 18-24 до 28-30 лет.

Каждый возрастной этап имеет свои особенности и в то же время весь период молодости человека имеет сходные психологические характеристики, которые позволяют объединить все эти этапы.

Во-первых, это время, когда человек впервые сталкивается со многими явлениями жизни и часто оказывается не готов к этому столкновению. Это рождает чувство неуверенности, подавленности, потребности в поисках жизненной опоры. Часто молодой человек прибегает к неадекватным попыткам решения своих проблем. В то же время, ища опоры в других, испытывая острую потребность в общении, молодой человек сам становится опорой для своих друзей и близких.

Во-вторых, это время, когда человек часто становится перед необходимостью сделать жизненно важный выбор. Ему приходится выбирать профессию, друзей, спутника жизни, и, самое важное, делать нравственный выбор. Не имея надлежащего опыта и при отсутствии истинных духовно-нравственных ориентиров, молодой человек теряется на путях жизни. Он боится принять на себя бремя ответственности за свой выбор. Активный поиск смысла жизни может привести человека как на истинный путь принятия ответственности за свою судьбу, так и в ложное состояние, когда эта ответственность перелагается на разного рода "лжеучителей ".

В-третьих, молодость - это время возрастания, становления, развития, обучения человека, его подготовки ко взрослой полноценной жизни. В это время человек стремится все постичь самостоятельно, в нем велика сила жизненной активности, потребности в самоутверждении и саморазвитии. Его взгляды часто становятся максималистскими. В то же время, его сердце открыто для деятельного служения, в котором он может найти условия полноценному развитию своего богатого внутреннего потенциала.

С одной стороны, молодой человек стремится к возрастанию, а с другой, он уязвим соблазнам и искушениям мира сего. Позиция молодого человека всегда активна и деятельна. Но подлинный смысл обретает лишь та деятельность, которая направлена на служение Богу и ближним.

В своем слове на открытии V-x Образовательных Рождественских чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил: "Непросто складывается жизнь современной российской молодежи. Пьянство, наркомания, разврат, безработица, заброшенность, дедовщина в армии. Молодежи нужнее всего живое дело. А в Церкви такое дело всегда есть. Ей нужны помощники, молодые, горячие сердца".

Призыв к деятельному служению, обращенный к современной молодежи, способен привести ее в лоно Православной Церкви.

Только в Церкви молодое поколение может обрести истинные ценности, ориентиры, жизненную опору, получить подлинные условия для раскрытия своего внутреннего потенциала. Только в этом служении человек духовно приходит "в меру полного возраста Христова" (Еф. 4,14). Ибо и Сам Господь Иисус Христос говорит своим ученикам: "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою..." (Мк.10,45).

Все вышеперечисленные психологические характеристики молодежи являются в общих чертах неизменными на протяжении многих лет и не зависят от религиозной и культурной среды. Теперь постараемся всмотреться в современную молодежь, такую, какой она стоит на пороге XXI века, чтобы понять ее специфические качества.

Долгие десятилетия российское общество было отлучено от любых знаний в области религии. За это время в стране выросло несколько поколений людей, не имеющих практически никакого представления о том безбрежном океане, которому можно уподобить духовную жизнь человечества. История, наверняка, не знает другого народа, столь дикого в религиозном отношении, как жители постсоветского пространства. И даже в те годы, когда оковы государственного атеизма спали, в молодежной среде ситуация не выправилась. Если старшие поколения стали постепенно накапливать религиозные знания, то молодежь, не встречая на своем пути опытных духовных учителей, в своей массе увлеклась чем угодно и разбрелась по "распутьям мира сего".

Мы не вернем молодые души в Церковь до тех пор, пока не подготовим целый класс наставников, умеющих профессионально вести духовную работу в специфической молодежной среде и не организуем эту работу со всей ответственностью.

Да, уже стали приносить свои первые плоды организованные в начале 90-х годов воскресные школы. Да, существует и не становится меньше конкурс в духовные учебные заведения. Да, к Православию молодежь стала относиться с уважением и с некоторым почтением, как относится к пожилым и знатным особам, все больше школьников носят на груди крестики и называют себя во всевозможных опросах "православными", вряд ли являясь при этом верующими, но одновременно мы вынуждены признать: процесс обращения молодежи к Церкви, имевший начало в благодатный год 1000-летия Крещения Руси, к сожалению, не получил своего развития, и, может быть, даже замедлился. Господь щедро одаривает нас юбилеями. От нас с вами зависит, даст ли грядущий всемирно-исторический юбилей 2000-летия христианства новый импульс для вхождения широких слоев молодежи в церковную ограду.

Итак, на рубеже тысячелетий мы имеем нашу молодежь такой, какая она есть. Их обычаи, их привычки, их язык, сленг, - все чуждо нам, все нас коробит и пугает. Покажите мне священника или взрослого благочестивого христианина, который бы выдержал больше десяти минут общения в так называемой "тусовке", не сбежал бы оттуда, негодуя и ругаясь.

Но эта молодежь - наша. Давайте примем ее такой, какая она есть. Будем любить ее только за то, что она существует. И тогда все ее грехи и странности вызовут у нас не брезгливое отторжение, а жгучую боль, переживание, желание стать ближе с ней, чтобы принять на себя ее слабости, исцелить их. И тогда молодой человек поймет, что, каким бы греховным он не был, мы боремся не с ним, а помогаем ему победить свой грех. "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные...", и Сам Господь пришел в этот мир "...призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9, 13).

Основатель российской педагогической науки К. Д. Ушинский, утверждал: "Для того, чтобы стать христианским педагогом, надо снизойти до потребностей ребенка, заглянуть в его душу". Те же слова справедливы и в отношении подростков. Мы сострадаем молодым людям в их духовных болезнях и мы призваны к жертвенному служению во имя будущего нашей молодежи, а значит и всего общества.

Нужно снисходить и быть терпеливыми. "Нет народа, в котором бы Господь не знал своих, нет той глубины невежества и омрачения, до которой бы Сын Божий не снисходил, преклонив небеса, не преклонился", - так замечательно написал в прошлом веке о диких алтайских племенах наш выдающийся миссионер-подвижник архимандрит Макарий (Глухарев). Увы, наши молодые люди, выросшие в благоустроенных столичных квартирах, подчас напоминают самых настоящих дикарей. Но и к ним в двери стучится Христос Спаситель.

Давайте поймем еще одну очень важную вещь. Нашу молодежь такой, как она есть, сделали мы сами, взрослые, лишенные элементарных понятий о духовных ценностях, о смысле и сущности воспитательного процесса. Осознание этого поможет нам обрести подлинное христианское отношение к молодым людям.

"Прежний воспитатель обращался с воспитанниками, как птица с птенцами, которых она учит летать; новый - как хозяин с цыплятами, которых собирается съесть", - подытожил случившиеся в нынешнем веке изменения в воспитательном процессе христианский писатель Клайв Льюис. Современных воспитателей интересует не сам подросток и его душа, требующая к себе благоговейного отношения, а определенные его качества, которые со временем можно будет эксплуатировать, представить на службу идеологии, фирме, спортивному клубу и т.д... Советская педагогика действовала в полном соответствии с известным полушутливым афоризмом Эмиля Кроткого: "Дети - цветы жизни. Не давайте им, однако, распуститься".

Жизнь и воспитание молодого человека в прежние века проходила в Церкви, в учебном заведении и в семье. Семья как малая церковь способна была всячески содействовать развитию личности в традициях христианского благочестия.

На пороге третьего тысячелетия семья в России переживает глубокий кризис. Глубокое духовно-нравственное оскудение привело к ослаблению традиционных семейных связей. Развитие цивилизации освободило участников семьи от необходимости жесткой интеграции для поддержания физического существования. Семейный союз превращается зачастую в поле брани между супругами, родителями и детьми.

Освободившись от обязанностей в семье, по хозяйству и не приобретая обязанностей по содержанию собственной семьи, молодые люди получили огромный потенциал свободного времени, не занятого непосредственно учебным процессом. По данным социологических исследований за последние сто лет этот потенциал возрос в десятки раз.

Молодежи всегда было свойственно два ведущих стремления: к учению и к общению. Если современное общество в той или иной степени способно управлять учебным процессом юных граждан, то свободное время сейчас все больше переходит под контроль асоциальных структур. Шоу-бизнес, выпуск печатной и видеопродукции, компьютерные программы, сеть "Интернет" пропагандирует насилие, цинизм, вседозволенность, превращая молодого человека в раба страстей, похотей, сиюминутных желаний. В таком безумном времяпровождении как нигде удается замысел врага обезличить человека, унизить в нем Божественный образ и поработить греху.

Мы уже говорили о том, что психологическая природа молодого человека диалогична. В подростковом и юношеском возрасте потребность в личностном общении со сверстниками становится насущной потребностью. Все жизненные явления подросток и юноша рассматривает через призму общения со своими друзьями.

Потребность молодежи в общении активно используют дельцы шоу-бизнеса и наркоиндустрии, говоря молодым людям:

"Приходите к нам, вы нам нужны, общайтесь с нами и у нас". Человек чувствует, что к нему проявляется интерес, он нужен, востребован. Он слишком поздно понимает, что проявленное к нему внимание со стороны массовой культуры было необходимо только для того, чтобы он отдавал материальные ценности. Что такие средства общения, как наркотики, разрушают в нем личность. А те ценности, которые он выбрал, делают его жизнь бессмысленной и пустой. Когда он это осознает, то уже перестает быть молодым человеком. Он оказывается на краю пропасти. Волна суицидов, маргинализация и криминализация современного молодого поколения - это плата общества за невнимание к потребностям молодежи, к ее интересам и сущностным основам ее жизни.

В Костромской области только по официальным данным 500 детей-алкоголиков, 60 - наркоманов, 970 детей содержатся в детских домах, и из них только 8% являются сиротами.

Благочестивым взрослым молодежные компании, так называемые "тусовки", в лучшем случае, кажутся бессмысленными и пустыми. Не будем недооценивать духовную опасность, которая заключается в них. Вступая в тесное общение со сверстниками, молодой человек стихийно подпадает под влияние порочных страстей, которые владеют его новыми товарищами. Вот как описывает этот процесс блаженный Августин:"... Мне стыдно было перед сверстниками своей малой порочности. Я слушал их хвастовство своими преступлениями, чем они более мерзее, тем больше они хвастались собой. Мне и распутничать нравилось не только из любви к распутству, но и из тщеславия... Я, боясь порицания, становился порочнее, и если не было преступления, в котором мог бы я сравняться с другими негодяями, то я сочинял, что мною сделано то, чего я в действительности не делал, лишь бы меня не презирали за мою невинность и не ставили бы ни в грош мое целомудрие".

И все-таки необходимо понять, что в этих компаниях молодые люди реализуют свою острую потребность быть принятыми другими людьми такими, какие они есть. Здесь они могут быть естественными и искренними, независимыми от взрослых, свободными и равными взрослым.

Одним из самых негативных впечатлений у взрослых от общения в современной молодежной среде является ощущение возросшего подросткового цинизма. В чем причина этого явления? При внимательном анализе выясняется, что подлинными виновниками этого зла зачастую, опять-таки, являемся мы сами, взрослые. На самом деле, ребенок, в отличие от взрослых, обладает более острым нравственным чувством. Подросток сентиментален, он готов плакать при знакомстве с рассказом о чьем-то благородстве или о чьей-то низости. Но взрослым кажется, что ребенок, сильно переживающий такие потрясения, может впечатлиться, оказаться не готовым к реальной действительности. И мы всячески оберегаем своих детей, а, в конечном счете, себя, от обнаженного переживания за чужую боль. Помните, как пролетарский классик призывал: "Человек! Это звучит гордо! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью". Со временем сам подросток начинает принимать такие переживания за недопустимые проявления слабости и пытается заглушить их циничными шутками, показать сверстникам свою независимость от них. Поэтому, даже если мы столкнемся с проявлениями у подростка грубости, то будем понимать, что за ней скрывается обнаженное искреннее чувство.

Другой пугающей тенденцией современной жизни является молодежная жестокость. Она начинается с малого и часто, опять-таки, бывает поощряема взрослыми. Мальчик подружился с мальчиком из соседнего подъезда, пока мама не начинает разубеждать: твой приятель из дурной семьи, он - воплощение всех пороков, а вчера я видела, как он злобно смотрел на меня из-за угла. Постепенно дружба сменяется равнодушием, которое со временем переходит в открытую неприязнь.

Настоящим бедствием стали чинимые футбольными фанатами жестокие схватки на стадионах. Разве не крики взрослых болельщиков, унижающих достоинство игроков команды-соперника спровоцировали это печальное явление?

Известно, что многие спортивные клубы стали базами для создания военизированных организаций, исповедающих жестокую националистическую идеологию. Здесь молодые люди попадают под влияние опытного взрослого инструктора, который прекрасно знает, чего хочет добиться. Думаю, что опасность русского фашизма мы пока еще явно недооцениваем.

Общество, в котором мы живем, жестоко само по себе. Долгое время оно было пропитано идеологией классовой ненависти. Помните, как мы воспитывали детей на примере "подвига" Павлика Морозова. Поэтому понятно, почему после краха коммунистической идеологии, мы столкнулись с массовой криминализацией молодежной среды, с колоссальным ростом детской преступности. На смену идеалам Чапаева и Котовского пришел образ нового русского криминального авторитета.

Желание утвердиться в глазах других, доказать свою ценность, превосходство, вполне понятно. Такой молодой человек зачастую делает это не совершенствуя самого себя, а стремясь унизить другого. Семена злости прорастают в юношеском сердце постепенно. Первоначально презрение к ближнему проявляется в обидных кличках, или, как говорят дети, "погонялах". Кличка - это отказ называть своего ближнего именем святого угодника Божия, "написанном на небесах" (Лк. 10,20), отказ видеть в нем образ Божий, воспринимать его как личность. Кличка выставляет в ребенке одно, как правило, унизительное качество.

Вообще говоря, из аскетики хорошо известно, что гнев - это Богодарованное чувство, которое позволяет душе вооружиться против ее слабостей и грехов. Но в падшем человеческом естестве это чувство извратилось и получило ложную направленность против ближних. Исцелить эту болезнь, как и многие другие, возможно лишь на путях духовной жизни.

Молодость - это яркое время в жизни человека. Но у нее есть еще одно неотъемлемое свойство: она быстро проходит. "Веселись, юноша, в юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд" (Еккл. 11,9).

Когда мы хотим глубоко проникнуть в замысел великого художника, мы обращаемся к его черновикам. И вот перед нами предстает череда рисунков, отражающих рождение шедевра. Эти рисунки часто бывают несовершенными, поражают нас безыскусностью и грубостью. Возможно, все они будут потом выброшены художником, а если останутся, то будут всегда напоминать нам о том, в каких трудах и болезнях рождалось подлинное произведение искусства, из какого сора вырос прекрасный цветок. Взрослые часто склонны забывать свою юность. Они стремятся избавиться от чернового опыта и начисто переписать биографию. Лишь немногие склонны честно вспомнить свою молодость и написать о ней, не смущаясь, в назидание будущим поколениям (вспомним великую книгу блаженного Августина "Исповедь"). Может быть так и нужно. Только давайте и к ближнему своему относиться с точки зрения текущего момента. Не будем смущаться прошлым и настоящим молодого человека. Поможем ему обрести будущее.

Время стремительно приближает нас к всемирно-историческому юбилею 2000-летия христианства и к встрече третьего тысячелетия. Каким оно станет - доселе неведомое грядущее тысячелетие? С тревогой и надеждой мы ожидаем его прихода.

Человеку свойственно относиться с пристальным вниманием к юбилейным датам. И не потому, что мы приписываем круглым числам какой-то особый, мистический смысл. Просто на рубеже веков в душе у каждого из нас пробуждается чувство истории, осознание причастности своей судьбы к судьбе своей нации, к судьбе человечества в целом.

Если мы перелистаем страницы произведений церковных писателей прошлого века, таких, как святители Филарет (Дроздов), Феофан Затворник, то обнаружим сокрытые горестные и, увы, оправдавшиеся предчувствия о веке ХХ-м. Предреченная Александром Блоком "тень Люциферова крыла" надолго сокрыла Россию в глубокой тьме безбожия.

Насколько успешен будет свершающийся на наших глазах прорыв к свету? У многих сегодня в душе пробуждается ощущение того, что мы стоим у поворотного исторического рубежа, за которым человечество ожидает либо процветание, либо окончательная гибель.

Мы, все те, кто принадлежит к Русской Православной Церкви, должны смело и честно взглянуть в глаза XXI века. Если большую часть столетия уходящего многострадальная Русская Церковь была вынуждена претерпевать жестокие гонения и обороняться, то сейчас нам необходимо решительно идти в наступление. Молодые люди XXI века уже не станут православными в силу того, что родились на берегах Волги или Невы. Для них не будет убедителен пример благочестивых предков. За Православие в нашей стране необходимо будет бороться, положение Русской Православной Церкви как ведущей религиозной конфессии, нужно будет отстаивать в честном соревновании с десятками иных религиозных конфессий, с сектами и оккультными группами. И самым ответственным участком в этой борьбе будет молодежь.

Во Всецерковном православном молодежном движении уже накоплен некоторый опыт организации молодежного служения. Среди всех направлений деятельности ВПМД в наибольшой степени с положительной стороны зарекомендовала себя такая форма деятельности, как создание детского движения в рамках Русской Православной Церкви - Федерации православных следопытов. Только в текущем году созданы отряды при приходах в Костроме, Магадане, Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске, Нижнем Тагиле, Ачинске, в Санкт-Петербурге, в подмосковных городах: Егорьевске, Ногинске, Дубне, Ивантеевке, Воскресенске. Усилиями руководства ФПС нынешним летом проведены свыше тридцати лагерей, в которых приняли участие около трех тысяч человек. В январе 1999 года группа православной молодежи, возглавляемая священником, принимала участие в крупнейшем скаутском лагере, в Чили, где среди 40 000 участников лагеря достойно представляла Россию и Русскую Православную Церковь.

Заслуженным уважением пользуется деятельность объединения "Реставрос" при ВПМД. Сформированные ими группы паломников из молодежи участвуют в реставрации многих православных монастырей и храмов в различных епархиях. За прошедший год в программах "Реставрос" приняло участие более 2000 человек.

Штаб-квартирой ВПМД проведены рабочие семинары по темам: "Организация молодежного служения на церковном приходе", "Участие молодежи в диаконии в Русской Православной Церкви", "Проблемы воцерковления детей и подростков через организацию досуговой деятельности".

Регулярно проводятся консультации для священнослужителей и активных мирян, вовлеченных в молодежное служение.

К празднику Рождества Христова готовится первый выпуск Вестника молодежного служения - журнала "Пролог". Мы надеемся, что это издание станет хорошим подспорьем в молодежной работе.

У ВПМД есть намерение совместно с Троице-Сергиевой Лаврой провести Фестиваль православной молодежи. Одной из программ Фестиваля станет проведение детского лагеря с участием более 3000 детей и подростков.

Достигнута принципиальная договоренность с азербайджанской диаспорой в Москве о проведении в августе 2000 года молодежной миссионерской поездки в Бакинскую епархию. В поездке примут участие православные следопыты, детский церковный хop, священнослужители, студенты духовных учебных заведений, представители богословской науки.

Мы понимаем, что этой работы недостаточно для того, чтобы хотя бы в малой степени повлиять на духовно-нравственное состояние современной молодежи. Но в процессе нашей деятельности мы приобрели твердое убеждение - молодежное служение в Русской Православной Церкви должно быть выведено на качественно новый уровень. Такое служение должно стать насущной потребностью каждого священника и мирянина.

Сегодня пришла пора тщательно разработать и принять концепцию Отдела молодежного служения Русской Православной Церкви на приходском, благочинническом, епархиальном и общецерковном уровнях.

Вся молодежная работа в Православной Церкви должна строиться в приходской общине и через приходскую общину.

В настоящее время Русская Православная Церковь, пережившая долгие десятилетия гонений и несвободы, восстанавливает свои структуры. Сделаны большие шаги в формировании системы богословского образования, в организации духовно-просветительской работы.

Сегодня назрела еще одна потребность церковного служения - в организации свободного времени, досуга молодого человека.

Обучение большей частью происходит в школе, а общение - вне школьных стен. Но ведь это две стороны воспитательного процесса. Хорошо, когда школа способна охватить обе эти стороны. Но это не главная задача школы

Организовать общение молодых людей есть непосредственная задача приходской общины.

Процесс православного образования и воспитания должен охватить все стороны жизни молодого человека. В том числе и такую важную для него, как свободное время - внеурочное время, выходные дни, каникулы. Молодой человек должен иметь возможность организовать свой досуг в церковной общине. В церковной общине подросток или юноша должен найти ответы на самые сокровенные вопросы, получить опыт общежития и даже основы практических жизненно важных навыков. Церковный приход должен уделить особое внимание возможности организовать общение молодых людей. Общение, в котором молодежь могла бы, в первую очередь, обрести реальный опыт церковной жизни, выразить себя в диаконическом служении, найти благочестивых друзей.

Очень важно организовать такую деятельность в союзе с семьей подростка или юноши. По словам святителя Феофана Затворника: "Дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к сохранению и воспитанию и укреплению благодатной жизни в человеке". Но сегодня, зачастую, сами дети приводят в Церковь своих родителей. Несомненно, в этом Господь являет нам особую роль служения молодых людей. Сегодня многие семьи, думая о своем отдыхе или об отдыхе своих детей, сталкиваются с проблемой бездуховности среды, которая может окружать их ребенка в светском доме отдыха, загородном лагере. А почему бы при приходах не создать условия для полноценного семейного отдыха?

По своей природе молодой человек деятелен, активен. Церковным приходом должен быть востребован потенциал молодого человека. Социальное служение будет иметь с одной стороны самое благотворное влияние на их развитие, как ревностных христиан, а с другой способствовать расширению диаконии Церкви в современном обществе.

Сегодня вне стен учебных заведений молодые люди получают огромный поток словесной и образной информации, который формирует их представления о смысле жизни, жизненных ценностях, об отношении к себе и своим ближним. К сожалению, в этом потоке еще слабо различим голос Русской Православной Церкви, которая действительно хранит образ жизни, заповеданный Господом, как единственный путь ко спасению. Для молодых людей важно личностное обращение к их сердцам. "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк. 16,15).

Воцерковленные молодые люди так же стремятся к общению, обсуждению общих проблем, совместному деланию, к совместному служению ближним. Молодые люди всегда открыты к диалогу и с теми, кто разделяет их взгляды и с теми, кого они бы хотели убедить. Возможность ощутить единство православных христиан необходима для того, чтобы через это открылись миру любовь Божия, явленная в единстве Святой Живоначальной Троицы: "Да будут все едино, как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня" (Ин. 17,21).

В завершение доклада хотел бы пожелать благословенных успехов всем, кто трудится на поприще миссионерского служения в молодежной среде. Уверен, что самоотверженный, подвижнический труд на ниве Христовой принесет свои плоды.

Желаю Миссионерскому съезду успешной работы.

Наверх
Hosted by uCoz